РИГА, 18 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. На субботний митинг протеста на набережной 11 Ноября в Риге не пришли депутат Сейма текущего 13-го созыва Алдис Гобземс и часть его сторонников. Нарративы партии "Закон и Порядок" буквально дублируют установки, которые продвигает партия Айнарса Шлесерса "Латвия на Первом месте".
Оппозиция, которая могла бы рассчитывать получить до трети голосов избирателей при сохранении единства, оказалась расколота. В толпе на акции протеста Гобземса назвали "предателем", что, разумеется, не так – двум головам не место на одной шее.
Лачплесис, Бульдозер и граждане
По оценке представителей полиции, акцию "Мы ВСЕ здесь" партии Шлесерса посетили около тысячи участников, но это число выглядит заниженным. На перекрытой от движения автотранспорта набережной 11 Ноября люди образовали плотную толпу, практически монолит в форме квадрата с гранями по 80 метров - от англиканской церкви Святого Искупителя до парапета набережной Даугавы.
Средняя плотность такой толпы, как считали ранее учетчики митингов в Москве, Варшаве и Париже, составляет 3 человека на квадратный метр. Можно говорить о 6 тысячах участников протеста, и это много для Латвии в современных условиях. Было бы, наверное, не менее 8 тысяч, если бы пришли все активисты второй оппозиционной партии "Закон и Порядок", но была лишь часть из них, к примеру, такие люди, как Валентин Еремеев.
За законностью и порядком спокойно наблюдали сотрудники муниципальной и государственной полиции. Стоит сказать, протест прошел без особых инцидентов. Это важный момент, учитывая эмоциональность тысяч людей, собравшихся на набережной напротив Рижского замка - резиденции президента Латвии Эгилса Левитса.
В Риге был прекрасный солнечный выходной день, люди приходили на набережную с детьми, что немного неправильно и даже тревожно: страйк таких масштабов вовсе не семейный детский праздник.
Накануне прозвучали заявления активистов протеста о возможных провокациях – их, к счастью, не было, да и Шлесерс призвал соблюдать закон. Безусловно, он не хочет насилия и агрессии, и это относится ко всем организаторам протеста в Риге, призывавшим к мирной демиссии правительства Кришьяниса Кариньша и отставке президента страны.
Участники протестов – средний класс, средних лет, в большинстве – латыши. Над толпой развевались флаги Латвии, а саму акцию по призыву Шлесерса начали с пения государственного гимна Латвии. Это как раз тот случай, когда губы даже русских произносили слова о том, что счастье там, где цветут дочери Латвии и поют сыновья, как звучит в этом величественном гимне.
Что в черном мешке?
Как заявили с импровизированной трибуны Шлесерс и несколько людей, стоявших на баррикадах в дни восстановления латвийской независимости, народ Латвии неделим по национальностям. Латыш, русский и латгалец, народ неделим, он един.
Участник Атмоды Айнарс Иецавс сказал, что он боролся с советским тоталитаризмом, но только сейчас настало время настоящего тоталитарного режима. "Левитса прочь!", "Свободу!" и даже "Пока мы едины, мы непобедимы!" - эти лозунги были поддержаны протестующими. Можно утверждать, что привычных и культивируемых этнических фобий в протесте не было заметно, и это позитивный сигнал.
Второй четкий тренд – в толпе и с трибуны звучали призывы в сторону лидеров коалиционного мейнистрима "убираться в свою Америку и Германию", и очевидно, что Шлесерс умело подобрал ключик к сердцу избирателя, все более устающего от проектов глобалистов в Латвии.
Национальная идея всегда гражданам ближе и понятнее, чем полуабстрактное трансграничное глобальное партнерство, в котором, как в черном мешке, можно спрятать все, начиная с коррупции и заканчивая манипуляциями с контролем населения.
Подобные же протесты, как в Риге, прошли в сорока странах и 180 городах мира, как Берлин, Хельсинки и Барселона. То есть события на набережной никак нельзя рассматривать в качестве процесса или прецедента внутренней латвийской политики.
Глобальным катализатором растущего недовольства населения стали непопулярные меры и ограничения вокруг эпидемии COVID-19, но о коронавирусе говорили меньше, чем о системном кризисе, стремлении к авторитарному диктаторскому стилю и непрофессионализме тандема Кариньша – Левитса.
Президент страны, а точнее политические действия Левитса и его же в некоторых случаях бездействие на посту главы латвийского государства, стал триггером всего масштабного действия на набережной 11 Ноября, где ранее на протестах Гобземс, а теперь и Шлесерс проявили свободолюбивый дух, мужество и волю латвийского народа – как у Лачплесиса.
В чем правда и сила
На протесте оказалось много журналистов, хотя отношение большинства государственных и частных СМИ к мероприятиям, за которыми стоит латвийский мультимиллионер, экс-министр сообщения и вице-мэр Риги Айнарс Шлесерс, априори скептическое и даже скорее негативное.
За три года при правительстве Кришьяниса Кариньша и президентстве Эгилса Левитса свобода слова, в том числе в медийной сфере, все чаще сталкивается с системными ограничениями и государственной цензурой, а независимые СМИ лишаются финансирования, что вызывает беспокойство.
Откат назад в тоталитарное прошлое, особенно беспокоит латышей, составлявших абсолютное большинство, не менее 80% участников митинга между Каменным и Вантовым мостами. Там не было дробления и враждебности по национальным и этническим характеристикам, а это шаг вперед, это прогрессивно. С такой политикой Шлесерс отберет у партии "Согласие" часть электората.
"Народ Латвии не избирал ни Кариньша, ни Левитса, они узурпировали власть", "Нет черным силам" и даже "Стоп терроризму властей" – такие плакатные настроения не редкость в современном обществе Латвии. Хотя протесты людей, выражающих недоверие действующему истеблишменту, безусловно, встречают критику и неприятие со стороны правящих партий.
Подобное в субботу происходило не только в Риге, так было во всех протестующих столицах. В государственных медийных ресурсах акции протеста #WewillАLLbehere ("Мы ВСЕ здесь") назвали популизмом, маргинальным явлением – хотя, например, к Рижскому замку вышли успешные латвийские граждане, типичный средний класс. Еще раз, подчеркнем – это не русские неграждане, это граждане, латыши, избиратели и патриоты свободы и Отечества.
Русский вопрос без "Согласия"
Русских на набережной было меньше, чем предполагалось: условно-русскоязычная партия "Согласие" изначально категорически не была согласна выйти в одно поле со Шлесерсом, а партия Русский союз Латвии (РСЛ) обсуждала на правлении эту возможность, но все же тоже нет.
Приоритет РСЛ – социальное и этническое равноправие, ликвидация сегрегации, в том числе, как четверть века назад, ликвидация абсурдного института негражданства, для этой партии Левитс, как аватар институционального системного кризиса при правительстве Кариньша, даже не вторичен, он вообще не актуален.
При этом не осталась в стороне от митинга Русская община Латвии (РОЛ). Активисты общины пришли со своими плакатами против "обязательной вакцинации". Как заявил лидер РОЛ Олег Сысолятин, община не стоит в стороне от важных процессов, происходящих в стране, и впредь также будет принимать активное участие в мирных протестных акциях и митингах.
"Возьмите анкету ультиматума, заполните и пришлите на адрес электронной почты Левитса", – сказала на латышском женщина, раздававшая анкеты в толпе. Как заявил Шлесерс, отсчет пошел – президенту дали 2-недельный срок от момента предъявления этой "черной метки".
Что в понедельник скажут в правительстве и Сейме про этот массовый гражданский протест против системных ошибок политиков с персональным олицетворением в виде президента Левитса – хотя, конечно, проблема намного более сложна и многолика?
Сделать вид, что ничего особенного не произошло, нельзя. Скорее всего, митинг Шлесерса будут связывать со стратегической внешней гибридной военной атакой огромного и очень агрессивного государства – всем понятно, о какой стране речь. Но тут проблема. Устаревшие шаблоны пропаганды, похожие на то, как в СССР периода холодной войны шельмовали Запад, все меньше воспринимается всерьез все большей частью латвийского населения.
Слишком часто кричали "волк идет"
Увы, слишком часто политикам для мобилизации электората и победы на выборах достаточно было прокричать: "Волк идет! Спасайтесь, волк!" Это надоело. В сотый раз страшилка уже не работает, в сказки о волке граждане перестают верить. Нужно что-то другое, чтобы убедить население. Кто виноват – волк? Кто виноват в том, что транзитная отрасль разрушена, что электроэнергия и газ в грядущем отопительном сезоне будут рекордными по ценам? Кто увеличивает внешний долг страны, но заставляет вакцинироваться своих граждан под угрозой штрафов, увольнений – серый хищник?
Конечно, население Латвии очень устало от почти 18 месяцев той экономической и социальной реальности, в которой эпидемия COVID-19 и меры чрезвычайной ситуации запустили на уровне законов страны и ЕС новые фильтры для сегрегации. Но что могут сделать в ответ на ультиматум политики?
В случае с мерами вокруг COVID-19 рабочая группа правительства и народные избранники парламента 13-го созыва могут выработать и представить избирателям привлекательную маркетинговую концепцию, важную для укрепления имиджа латвийской политики.
А например, для начала господин президент и министры могли бы лично на камеры, в прямой телетрансляции, пройти ревакцинацию легальными вакцинами от коронавируса, показав пример как ответственные лидеры государства.
Логично было бы выполнить хотя бы часть требований ультиматума – не все, но часть, в компромиссной форме. Это не так сложно, хотя непривычно, как может казаться с высоты парламентской кафедры с улицы Екаба в Старой Риге. Две недели – достаточно большой срок, чтобы найти компромиссы по всем 6 пунктам ультиматума.