РИГА, 17 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Если и есть в Латвии отрасль, которая за время пандемии не почувствовала сколь-нибудь значительного снижения оборотов, то это строительство. В первую волну пандемии был недолгий перерыв, вызванный эпидемиологическими мерами, однако в целом устойчивый рост наблюдался как в 2020 году, так и в этом.
Согласно исследованию, которое по поручению Минэкономики представил лектор факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета Мартиньш Данусевич, рост в строительной отрасли наблюдался на протяжении всех последних лет. В 2020 году увеличение оборота составило 2,7% при прогнозе в 3,1%, в 2019-м – 2,9% при прогнозе 12,5% (разница объясняется коррективами, которые внесла пандемия). При этом затраты на строительство выросли в 2020 и 2019 году на 1,3% и 4,1% соответственно.
По прогнозам экспертов (а в опросе принимали участие более 50 специалистов из государственных, муниципальных и частных организаций), строительная отрасль продолжит динамично развиваться. На 6,6–8,7%, по различным оценкам, должен увеличиться оборот в строительстве в 2021 году, на 7–10% – увеличиваться на протяжении последующих двух лет. При этом затраты на строительные работы в течение 2021 года вырастут более чем на 11%, а далее, по прогнозам, наступит постепенное снижение темпов увеличения затрат – 9,5% в 2022 году и 5,7% в 2023-м.
В 2021 году, указывают эксперты, средний рост цен на строительные материалы и рабочую силу в строительстве составит 7,1%. На рост цен влияние оказывают подорожание металла и металлоконструкций, увеличение строительного объема в Латвии, рост спроса на рынке ЕС в целом, а также значительный оборот на строительных объектах, где заказчиком выступают госструктуры.
Стройматериалы дорожают и в связи с событиями, происходящими на мировых рынках, растет спрос в США и Китае. Многие страны вводят протекционистские меры. Так, в России, отметил Мартиньш Данусевич, были введены вывозные пошлины на стройматериалы, в результате чего Латвия лишилась дешевых материалов. Определенное влияние оказала пандемия (нарушились цепочки поставок) и экологические факторы - пожары в некоторых регионах. Но есть и новости, приятные для заказчиков, – уже в следующем году можно ожидать стабилизации и даже коррекции цен как на дерево, так и на металл и другие категории стройматериалов.
Статистические данные дают не полную картину, поскольку на отдельные виды строительной продукции, например плиты ДСП, брусы и доски цены с начала года в Латвии увеличились не на проценты, а в 2–3 раза. На некоторых строительных базах говорили, что крупные покупатели из стран Скандинавии или других стран ЕС весной этого года закупали все запасы оптом, так что потом склады оставались пустыми.
В свою очередь, рост расходов на рабочую силу в строительстве эксперты объясняют следующими факторами: легализация строительной отрасли (переход на официальные зарплаты, по официальным данным – уровень теневой экономики в строительстве за последние годы сократился с 40% до 28%); отмечен рост объемов, особенно со стороны государственных заказчиков, общая востребованность строителей на других рынках ЕС.
Возможен ли кризис в отрасли, связанный с ее перегревом? Эксперты полагают, что – нет. Отрасль, по их мнению, стоит, что называется, на грани перегрева, но все же – не в "красной зоне", потому не стоит ждать повторения кризисов строительного рынка 2009 и 2015 годов. В определенной мере строительную отрасль стабилизируют механизмы поддержки, введенные правительством.
В свою очередь, председатель комиссии Сейма по долгосрочному развитию Вячеслав Домбровский выразил несколько иное мнение, подкрепив его цифрами. Так, по его словам, если год назад эксперты по строительству давали прогноз о том, что стоимость строительных работ вырастет на 1-2%, то уже этой весной прогнозы роста были увеличены примерно в пять раз. По мнению экономистов, стремительный рост издержек в любой отрасли на 10 и более процентов свидетельствует о ее перегреве. С прогнозом роста в 11% и более отрасль строительства, безусловно, находится в "красной зоне" риска перегрева.
Кроме того, отметил Домбровский, год назад Минэкономики высказало пожелание, чтобы строительная отрасль росла не быстрее чем на 0,1 миллиарда евро в фактических ценах в 2020 и 2021 году. Мол, более стремительный рост оборотов латвийские строительные компании просто не смогут "переварить". Однако уже в этом году прогнозы роста оборотов превысили оговоренный рубеж в 100 миллионов евро. Причем финансирование на строительство государственных объектов поступает не только из фондов поддержки экономики ЕС и бюджета страны, но и из сделанных страной займов, размер которых измеряется миллиардами.
Домбровский отметил: "В 2006–2007 годах., накануне кризиса, прирост зарплат у строителей составлял около 20% в год, сейчас, более 11%. Это означает, что, когда зарплаты в отрасли вновь вырастут на 20%, наступит момент, когда принимать меры будет уже поздно".
Руководитель департамента строительства Минэкономики Ольга Фелдмане отметила, что в прошлом году объем строительства был запланирован примерно на уровне 2,4 миллиарда евро, из которых около половины составлял общественный заказ. В этом году, с учетом всех предоставленных денег и резервов, объем сократился до примерно 840 миллионов евро.
Говоря о влиянии госзаказа на ситуацию в строительной отрасли страны, Гинтс Микельсонс, председатель Партнерства строительных подрядчиков, подчеркнул, что хотелось бы более прогнозируемой политики со стороны правительства: "Министерство финансов годами игнорирует наши призывы создать прогноз общественного заказа, как, например, в Эстонии. Чтобы ориентироваться в бюджетных тратах, примерно на 2–3 года. Тогда можно было бы говорить, сколько будет выделено денег. Но цифры очень разнятся. Мы сейчас, осенью, не знаем размер общественного заказа на 2022 год. Будет это 1 миллиард или 1,5 миллиарда?"
Строительная отрасль Латвии – и эксперты на заседании комиссии Сейма согласились с этим: действительно находится на грани перегрева. Для частных застройщиков сейчас не самое благоприятное время, чтобы начинать проекты или проводить ремонтные работы. В свою очередь, правительство могло бы снизить градус напряженности, пересмотрев планы по строительству крупных объектов, таких как, например, Rail Baltica, способных оказать значительное давление на отрасль.