РИГА, 1 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Кажется, и факт наличия "договорных" конкурсов установлен, и виновные найдены, и размер ущерба подсчитан. Но взыскивать деньги, судя по всему, предполагается не с тех, кто виноват, а с тех, у кого они есть, то есть с налогоплательщиков.
Последствия влияния "строительного картеля" на бюджет Латвии изучала комиссия Сейма по публичным расходам и ревизиям. Сейчас известны следующие финансовые последствия сговора крупных строительных компаний, которые происходили в период с 2011 по 2019 год. Во-первых, искусственное поддержание цены на тендерах с участием государственного и муниципального капитала (по сути, переплата денег налогоплательщиков). Во-вторых, перерасход денег, поступающих из фондов софинансирования Евросоюза.
Согласно заявлению, сделанному директором Центрального агентства финансирования и договоров (через которое проходят все средства из фондов софинансирования ЕС), как минимум, 12 строительных объектов могут быть приостановлены из-за участия в них фирм – фигурантов "строительного картеля". Средства ЕС, потраченные необоснованно, придется возвращать, и общий объем финансовой коррекции может составить не менее 18,6 миллиона евро по 25 проектам с участием компаний, входящих в состав "картеля".
В общей сложности, в решении Совета по конкуренции упоминается о 77 строительных объектах, однако софинансирование Евросоюза использовалось лишь на 47 стройках, причем на 22 из них победу одержали не компании, названные в ходе "строительного скандала", поэтому агентство не планирует применять к ним финансовую коррекцию.
Двадцать пять проектов, к которым может быть применена финансовая коррекция, делятся на две категории: 13 уже закончены и сданы в эксплуатацию, и по ним агентство уже выплатило деньги софинансирования. Из этих проектов финансовая коррекция в размере 10,6 миллиона евро может быть востребована путем взыскания с заказчиков, которые затем могут подать на строителей регрессивные иски.
Еще 12 объектов находятся на завершающей стадии строительства, и по ним агентство еще не производило выплату средств софинансирования ЕС. Соответственно, по ним финансовая коррекция в размере 8 миллионов евро может означать удержание средств и невыплату денег ЕС.
Причем обозначенные суммы финансовой коррекции являются, так сказать, минимальными из возможных. Для расчета санкций используется следующая шкала: 10% от суммы должно быть возвращено в случае, если в процедуре закупки принимали участие не только фигуранты "строительного картеля", но победителем оказалась другая компания. В случае, если в тендере участвовали только участники "картеля", - 25%. И, наконец, 100-процентный возврат средств ЕС произойдет, в случае, если будет доказано, что заказчик проекта знал о сговоре в ходе тендера.
"Из решения Совета по конкуренции невозможно сделать однозначные выводы о возможном участии заказчиков в нарушениях. Агентство запросило данную информацию у Совета по конкуренции," - отметила на заседании комиссии директор Агентства договоров Анита Круминя.
Так что, пока вся финансовая коррекция рассчитывается по двум наиболее "легким" категориям. Стопроцентный перерасчет наиболее сложно доказать. Что касается проектов, по которым срок оплаты средств ЕС еще не наступил, то в этом случае выплаты просто замораживаются.
"Мы еще не начинаем конкретных действий по взысканию, а только откладываем платежи. Конечное решение может быть принято после окончательного заключения Совета по конкуренции", - уточнила Круминя.
Парламентский секретарь Министерства финансов Атис Закатистов уточнил – пока государством не разработана схема взыскания с конкретного нарушителя правил честной конкуренции: "Сейчас есть только общие цифры, а нам придется искать факты. Это станет возможным только после утверждения соответствующей методологии расчета: где, в каком случае и на какую сумму оказывалось влияние на бюджет. Сегодня мы не можем этого сказать".
Итого: Агентство договоров, по сути, обращает взыскание на заказчиков – то есть, самоуправления, государственные и муниципальные общества капитала, государственные организации. Логика такова: они подписывали договор о получении средств ЕС, им и отвечать. А дальше – пусть они сами разбираются со строителями, доказывая их принадлежность к "картелю".
У этого простого и эффективного метода есть свои минусы.
Член комиссии Сейма и председатель Ассоциации крупных городов Латвии Виктор Валайнис заметил на заседании комиссии, что подобные методы взыскания ущерба наносят сильнейший удар по самоуправлениям. Зачастую замороженные суммы составляют львиную долю доходов самоуправления, и недополучение денег из фондов ЕС будет для них сильным ударом. При этом строители вправе подать в суд на самоуправление, которое не выплачивает им всю сумму по договору, и вопросы могут решаться в судах на протяжении нескольких лет.
Многие проекты самоуправлений просто не смогут быть закончены, если в числе исполнителей окажутся фигуранты "строительного картеля". Возможно, будет принято решение о временном отстранении членов картеля от участия в публичных тендерах, сроком до года, но пока подобных санкций никто не применяет.
Интересный вопрос на заседании комиссии задал независимый депутат Каспарс Гиргенс – он напомнил, что строительные компании были активными жертвователями средств политическим партиям. Не кажется ли, отметил депутат, что данные деньги могли бы быть получены именно в результате "картельного соглашения", а значит, должны быть взысканы с политических партий?
Парламентский секретарь министерства экономики Илзе Индриксона ответила, что пока такой сценарий не рассматривался, но если будет соответствующее решение правоохранительных органов, то это вполне возможно.
И уж никак нельзя не напомнить, что, согласно исследованиям, именно строительная отрасль является главной движущей силой "теневой экономики" в стране и главным поставщиком наличных денег для финансирования серых и черных схем.
Резюмируя: вместо того, чтобы доказывать причастность к "строительному картелю" политиков и государственных деятелей, устанавливать вину конкретных заказчиков и исполнителей, государственные инстанции, похоже следуют по формальному и более легкому пути: взыскать средства там, где они есть.
Независимый депутат Сейма, член ревизионной комиссии Любовь Швецова на своей странице в Facebook задается вопросом: "Кто оплатит вечеринку "строительного картеля"? Не придется ли 18,6 миллиона евро платить из денег налогоплательщиков? В ходе расследования картельного соглашения выяснилось, что оно существовало с 2011 по 2019 годы, в период 2015-2018 годы были зафиксированы регулярные встречи 10 предприятий как минимум 3 раза в год, на них наложен штраф в размере 16,652 миллиона евро. Денежная сумма, которую Латвии, возможно, придется возвращать Евросоюзу, исчисляется 18 миллионами. Кто и когда погасит эти расходы – не смогло ответить ни одно учреждение госуправления на заседании комиссии".
Напомним, что среди проектов, по которым Агентство может применить финансовую коррекцию, - проект Музея национального искусства, построенный компанией Re & Re, а также проект реставрации дворца культуры VEF, осуществленный SIA Velve. Финансовая коррекция может быть применена к проектам в Риге, Резекне, Вентспилсе, Елгаве и Огре.
В общей сложности, участники картеля, по информации Совета по конкуренции, были вовлечены как минимум в 70 закупок на общую сумму 686,9 миллиона евро. Среди крупнейших закупок – эстрада в Межапарке и даже Музей оккупации. Десять участников картеля по решению Совета по конкуренции оштрафованы на общую сумму 16,65 млн евро. Среди них: Skonto būve, Latvijas energoceltnieks, Velve, Arčers, Rere būve, Re & Re, RBSSKALS būvvadība, Abora, LNK Industries и Merks - весь цвет латвийской строительной отрасли.