РИГА, 20 авг - Sputnik. Почему тысячи людей в едином порыве вышли 18 августа на улицы Латвии протестовать? Чем грозит Латвии хаос в Афганистане и откуда взялся новый русский президент?
На все эти вопросы отвечают публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Люди против нелепых крайностей
В Латвии 18 августа состоялась масштабная акция протеста против принудительной вакцинации от COVID-19 и прививок детей от шести лет. На акцию пришли порядка пяти тысяч человек с плакатами и мягкими игрушками.
В ходе протеста несколько раз выступали оппозиционный депутат Сейма Алдис Гобземс и его сторонники. Собравшиеся требовали, чтобы к ним вышел президент Латвии Эгилс Левитс, и скандировали лозунги с призывом отставки правительства.
Гобземс призывал собравшихся оставлять электронные подписи под петицией президенту с требованием незамедлительной отставки премьера Кришьяниса Кариньша и всех членов правительства. Также в петиции призывают президента не провозглашать закон об обязательной вакцинации.
Линдерман считает, что здесь главный эмоциональный момент состоит в том, что правительство ударилось в нелепые крайности. В частности, решение об обязательной вакцинации школьников. То есть получается так, что к очной учебе теперь допускаются только привитые школьники, переболевшие и те, кто будет ежедневно проходить тест на COVID-19.
Но Линдерман отмечает, чтобы оценить, хорошо это или плохо, надо присмотреться не только к процессам, которые происходят в Латвии, но также надо понимать , как развивается эпидемия в других странах.
По мнению Линдермана, чтобы заявлять об улучшении ситуации с COVID-19 нужно наблюдать рост числа вакцинированных и сокращение количества инфицированных. Но пока очевидно, что никакой обратной зависимости между числом больных COVID и числом вакцинированных нет, поясняет публицист.
Необходимо, чтобы была четко установленная связь между периодом, когда не было вакцины, и периодом, начавшимся с момента появления вакцины. Должно быть сравнение, сколько человек инфицировались и умирали в один период и сколько в другой. Но такого нет.
То есть на сегодняшний день нет доказательств того, что все благотворные эффекты на ситуацию оказывает исключительно вакцина - без всего остального комплекса мер. И в такой ситуации применять меры, которые меняют весь строй жизни, разделять на привитых и непривитых нельзя, считает публицист.
"Я же не был против обязательной вакцинации еще пару недель назад, но сейчас уже видно, что результаты вакцинации по меньшей мере спорные, и в такой ситуации ставить людей в условия выбора? Я считаю, что этого делать нельзя. Когда будет четко доказана действенность вакцины, тогда все будет по-другому. А пока что должно быть меньше массовых мероприятий, меньше туризма, больше дистанции", - заявил Линдерман.
Как Афганистан аукнется Латвии
Пока в Риге протестуют против правительственных мер, в Афганистане власть в руки взяли боевики движения "Талибан"*. Чем это чревато для Латвии?
Военные Латвии ранее эвакуировались из Афганистана. Но там остались союзники. Бывший мэр афганского города Меймене, где находилась база латвийских солдат, уже попросил убежища в Латвии.
Линдерман отмечает, что Латвию проблема Афганистана может интересовать только с точки зрения потока беженцев. До сих пор в Латвию пытались попасть выходцы из арабских стран, но афганцы уже тоже добрались до стран Балтии.
"Я думаю, что и здесь будет определенный наплыв беженцев из Афганистана. Другое дело, что есть вероятность того, что значительная часть беженцев осядет в республиках Средней Азии. Обыватели, конечно, потянутся туда, где жизнь сытнее и безопаснее. Возможно, афганские беженцы будут не чужды Ирану и России", - заключил Линдерман.
В Латвии уже приняли поправки, представляющие собой ужесточение уголовного наказания за пересечение белорусско-латвийской границы. И президент страны Эгилс Левитс даже заявил, что пускай беженцы просят политического убежища в Беларуси. С точки зрения соблюдения прав человека там безопасно.
"Я считаю, что это бесстыдные жесты. Потому что, что касается Ирака и Афганистана, то здесь латвийские военные приняли там участие в боевых действиях и в попытке политического переустройства государства. В итоге все привело к тому, к чему привело", - отметил публицист.
По данной ситуации Линдерман пришел к одному общему выводу. По мнению публициста, общие зарубежные вооруженные миссии это уже не 21-й век, и они всегда будут приводить к такого рода последствиям.
Либо это должна быть очень короткая миссия, считает Линдерман, чтобы местное население не почувствовало себя оккупированным, либо, если есть необходимость кого-то свергнуть или поставить, это должно происходить медленно, хотя бы за неделю. На серьезные политические изменения выделять месяц-два - не больше. И если не получается, то нужно уходить.
Линдерман подчеркивает, что сейчас проблема в том, что противники "Талибана"* не сдадутся. Потому что "Талибан"* помимо религиозной основы имеет еще и этническую. А таджики, узбеки в массовом порядке переместятся в Таджикистан и Узбекистан, где у них фактически были базы ранее, неформальные. Естественно, эти люди - часть из них будут там готовиться к реваншу, а талибы будут стремиться добить своего врага, возможно, даже на территории этих государств.
В президенты Латвии
Тем временем в Латвии политики уже готовятся к следующим выборам в Сейм. Бывший министр сообщения Айнарс Шлесерс учредил партию "Латвия на первом месте",
"Шлесерс - креативный. При нем были приняты некоторые неплохие меры экономического характера. Кажется, это его идея ВНЖ, которая позволила существенно пополнить латвийский бюджет за счет российских небедных граждан. Ему нельзя отказать в том, что он хорошо умеет реализовывать конкретные экономические меры. И сейчас, мне кажется, наиболее креативный шаг – это то, что он выдвинул в президенты русского политика Юлию Степаненко. Она мать, защитница традиционных ценностей. Я думаю, что это ход креативный. При этом в Латвии нет выборов, поэтому это чистый пиар-ход. И людям это нравится Я не исключаю, что какие-то голоса на этой волне он получит", – прогнозирует Линдерман.
Пока партия Шлесерса подбирает Латвии нового президента, до рекордно низкой отметки – низшей точки за всю историю Латвии – опустился рейтинг действующего президента Эгилса Левитса.
Согласно данным опроса, проведенного агентством SKDS, положительно работу президента Левитса оценивают всего 25% опрошенных, тогда как отрицательно – 60% респондентов.
Линдерман считает, что ничего удивительного тут нет. Более того, Левитс опять отличился противоречивыми высказываниями. на этот раз про президента соседней Беларуси. Сначала он назвал его тираном, а потом отметил, что белорусский лидер следит за соблюдением прав человека.
"В принципе, Левитс сказал правду, но эта правда неуместна. То же самое, что зайти в магазин и рассказывать там о разнице между мужчиной и женщиной. Кстати, Левитс прав, в Беларуси действительно следят за соблюдением прав человека в отношении беженцев. Но все же это странно: то ты говоришь одно, то говоришь другое, только чтобы выпихнуть в Беларусь беженцев. Все-таки, наверно, Левитс робот. И следующий Сейм все -таки выберет человека", – сказал Линдерман.
* Террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других стран