США ввели очередной пакет санкции против Беларуси по просьбе Литвы и ее подопечной Светланы Тихановской. В санкционном списке оказался и крупнейший экспортер Беларуси – концерн по производству калийных удобрений "Беларуськалий", отмечает автор Sputnik Литва Владимир Матвеев.
Все блага, которые просили для своих соотечественников признанная Литвой "президент Беларуси в изгнании" Тихановская и ее польско-украинские сподвижники. Они теперь радостно хлопают в ладоши, а в Минске и Вильнюсе подсчитывают предстоящие убытки.
У белорусских бизнесменов есть реальный вариант, как компенсировать часть этих убытков. Его назвал президент Александр Лукашенко. Он заявил, что в ускоренном темпе уже прорабатывается маршрут поставки удобрений в Китай и Индию через порт Мурманска по Северному морскому пути России. Просто в порту Усть-Луги еще не подготовлены площадки для перевалки дополнительных объемов калийных удобрений.
Все мощности зарезервированы "Уралкалием". И пусть дорога до Мурманска чуть длиннее, но, как говорят в народе, на безрыбье и рак – рыба. Да и с российским правительством о тарифах наверняка легче договориться, чем с вильнюсскими и вашингтонскими правителями.
А вот у министерств транспорта, экономики и финансов Литвы задачка посложнее. Вашингтонский обком уже заявил, что с 8 декабря 2021 года все операции с ОАО "Беларуськалий" и аффилированными с ним компаниями должны быть прекращены. До этого срока нужно свернуть все сотрудничество и закрыть контракты с крупнейшим госконцерном Беларуси.
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис уже обозначил первые суммы убытков. Он потребовал у правительства компенсировать 60 миллионов евро предстоящих потерь. И это только первые цифры. А если посчитать на будущее, то суммы могут увеличиться на порядок.
"Дирекция порта получает доходы от судовых сборов, то есть от тех судов, которые заходят в порт. Если не будет грузов, будет меньше судов, дирекция порта получит меньше доходов, и это можно оценить приблизительно в 18 миллионов евро", – цитируют литовские СМИ представителя руководства Клайпедского порта Видмантаса Паукште.
Но как-то лукавит Паукште с цифрами. Всего 18 миллионов от потери белорусских удобрений, при том что, как он сам же признается, белорусские грузы составляют около 32% от грузооборота Клайпедского порта. То есть треть (!) всех грузов порта.
Ранее руководство порта говорило о сотнях миллионов евро грозящих убытков. Но оставим на совести портовиков и правительства Литвы эти манипуляции с числами.
А тут еще головная боль с Китаем, который отозвал из Вильнюса своего посла и пригрозил сокращением поставок китайских товаров в Литву и через Клайпедский порт – в Европу. А это уже новые убытки. Скоро "Литовской железной дороге" и портовикам придется отправляться в соседнюю Латвию – перенимать опыт утилизации рельс и разведения крупного рогатого скота на припортовых территориях.
Министерствам экономики и финансов Литвы тоже предстоит нелегкая задача при подготовке бюджета на 2022 год. Пробоины в нем, которые стали результатом необдуманной внешней политики Литвы (президента и МИД), могут быть такого размера, что корабль литовской экономики затонет в считаные месяцы после прекращения транзита белорусских и китайских товаров через Литву.
Тут еще неугомонные мигранты, которые проникли в Литву через Беларусь, требуют крова и пищи. На них надо – по самым скромным подсчетам – миллиард евро. Да еще 150 миллионов евро на забор вдоль всей литовско-белорусской границы. Где деньги взять, Ингрида?
Европа, правда, пообещала подкинуть пару десятков миллионов. А вот вашингтонский обком через Светлану Тихановскую передал лишь печенюшки и почетную грамоту, которую Габриэлюс Ландсбергис и Гитанас Науседа могут разрезать пополам и повесить каждый свою часть в рамке над рабочим столом.