Вести с литовско-белорусской границы все больше напоминают фронтовые сводки. Там ежедневно задерживается 200-300 нарушителей. А их общее количество за 2021 год уже превысило 4000 человек. В связи с миграционным кризисом в соседней стране уже объявлено чрезвычайное положение.
И это при том, что любой офицер пограничной стражи в отставке вам уверенно скажет, что при таком режиме охраны границы поймать удается не всех, далеко не всех нарушителей.
Оптимизма не внушают и новости из Республики Беларусь. В международный аэропорт Минск регулярно прилетают все новые авиарейсы из "дружественного" Западу Ирака на "вакцинацию". И есть все основания подозревать, что большинство прилетевших с помощью самих же белорусов и при попустительстве местных властей прямиком направляются в сторону границы.
На латвийско-белорусской границе пока относительно спокойно. Общая ее протяженность 172 километра. И в этом году незаконно пересекли границу с Латвией лишь 27 граждан третьих стран. Большинство - граждане все того же Ирака.
Почему так "мало"? Этому есть по крайней мере два объяснения:
1. Путь из Латвии к литовско-польской границе и далее в благословенную Западную Европу в этом случае удваивается.
2. Примерно в два раза длиннее и дорога к латвийской границе из минского аэропорта. А это обстоятельство не могут не учитывать рачительные белорусские "добровольные помощники" нелегальных беженцев.
Однако, если литовцам, опираясь на помощь ЕС, все же удастся более или менее надежно перекрыть свою границу, то поток незаконных мигрантов вынужден будет перетечь в сторону Латвии.
Эту потенциальную опасность должны хорошо понимать в нашем правительстве. Поэтому уже сегодня, 4 августа, в кабинете министров будет обсуждаться вопрос об укреплении в срочном порядке латвийско-белорусской границы и, скорее всего, будет принято решение о выделении денег на давно обещанный приграничный забор. Не исключено, сообщает Русское вещание LTV7, и введение сегодня на восточной границе режима ЧС.
Можно не сомневаться, что эти правительственные решения будут приняты. И из фонда непредвиденных расходов будут выделены новые сотни тысяч и даже миллионы евро наших налогоплательщиков.
Хотя и неспециалисту понятно, что четырехметровый забор из металлической сетки или прутков – слабая защита от потока беженцев. Это не железобетонная конструкция, отделяющая Израиль от территорий, населенных арабами. Если они будут опираться на помощь и содействие наших соседей, то бесшумно проделать дыру в таком заборе – дело нескольких минут. В худшем случае можно сделать подкоп. В чем, кстати, особо поднаторели палестинцы.
Но зато подобное защитное сооружение на границе станет объектом своеобразной "гонки с препятствиями" за "кошелек" налогоплательщиков:
забор придется постоянно ремонтировать и восстанавливать;
на всем протяжении границы понадобится дополнить его эффективным
видеонаблюдением;
видеонаблюдением;
затем потребуются подземные заграждения в качестве защиты от подкопов;
потом придет очередь подвода к забору кабелей высокого электрического
напряжения и т. д. без конца.
напряжения и т. д. без конца.
Вот сколько, только на первый взгляд, нам предстоит хлопот! Но зато и сколько можно будет "распилить" бюджетных средств "для достижения благородной цели охраны государственной границы"!
И наконец, придет время оборудовать на границе наблюдательные вышки через каждые 300-400 метров. Лучше с пулеметами. Тогда и пригодится предложение представителя Нацблока Яниса Домбравы разрешить пограничникам применять оружие, если, по его словам, "большое количество людей неизвестного происхождения въезжает из не очень дружелюбной к нам страны".
В подобных случаях на асимметричные недружественные шаги наших соседей следует также отвечать асимметрично. Однако западные политики, официальные лица и дипломаты обычно стараются особо не креативить и действуют по шаблону.
Если при смене нежелательного нам режима в одной из стран два десятка лет назад хороший результат показал опыт цветной революции, то и в дальнейшем следует пользоваться этим апробированным методом. По возможности с минимальными изменениями. Не дадут эти действия конкретный результат, надавить санкциями. И потом, шаг за шагом, их ужесточать, подобно удавке на шее.
На примере Беларуси эти шаблонные действия пока не дали желаемого результата. И вряд ли дадут, если она и дальше будет опираться на помощь таких великих держав, как Россия и КНР. Но европейские политики по-прежнему идут только по этому пути. И даже в малой степени, хотя бы на шаг, не осмеливаются от него отойти в сторону.
А ведь Латвия имела пример "нестандартного" оказания реального влияния на ситуацию в соседней Беларуси. В самом начале массовых волнений в Минске и ряде других белорусских городов ранней осенью 2020 года латвийские власти стали публично приглашать наиболее перспективных белорусских IT-предпринимателей перевести свой быстрорастущий бизнес в Латвию и самим переехать к нам на постоянное место жительство. И даже появилось сообщение в прессе о нескольких десятках потенциальных мигрантов из их числа.
Тем более что белорусы – это не беженцы из Сирии, Ирака или Пакистана. Для адаптации в Латвии им не потребуется много времени. Им даже не понадобится относительно (европейских норм) мизерное латвийское социальное пособие. На хлеб себе и своим семьям они были готовы заработать сами. Нужно было лишь оперативно предоставить им разрешение на трудоустройство. Но все их надежды, как всегда, разбились о бюрократические препоны. И благая для Латвии инициатива канула в Лету.
Вот поэтому, как мне кажется, на всю обозримую перспективу, политическую перспективу ситуацию в Беларуси будет по-прежнему контролировать президентская команда. А если эту соседнюю страну в будущем и ожидают кардинальные внутриполитические перемены, то вряд ли они пойдут под диктовку ее западных "партнеров".