"Адвокат - лишний": как суды Латвии теперь рассматривают финансовые дела

Судопроизводство по делам, связанным с обвинениями в отмывании преступных денег, продолжает удивлять даже адвокатов - доказать невиновность клиента им теперь почти невозможно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 30 июл — Sputnik. Юристы и адвокаты уже больше года бьют тревогу - система правосудия Латвии не способна "переварить" последствия банковской зачистки, в результате которой на счетах были заморожены сотни миллиардов евро.
Принцип "презумпции виновности" приводит к тому, что клиенты должны доказывать свою невиновность сами, но даже в суде им этого не позволяют сделать. Зачистка банковского сектора от нежелательных активов привела к хаосу, который теперь, похоже, грозит подорвать систему правосудия.
На днях в Twitter развернулась любопытная дискуссия между адвокатами, задействованными в рассмотрении таких дел.
"В процессе по делу о преступно нажитых средствах суд отказался допрашивать свидетелей и затребовать письменные доказательства, запретил задавать вопросы следователю и прокурору. Ничто из этого не предусмотрено Уголовно-процессуальным законом. К сожалению, такие у нас гарантии законности в области AML (Anti money laundering / противодействие отмыванию денег - прим. ред.). Сурово", - пожаловался в Twitter адвокат Сандис Бертаитис.
Коллеги поддержали изумление автора поста и даже признали, что уже есть повод говорить о кризисе в судебной системе.
"Такое действие нельзя оставить без реакции и принимать как само собой разумеющееся. Часть 4 статьи 629 УПЗ интерпретируется сужено, противоположно принципам права и даже директиве 2014/42/ES, 1-й пункт 8-я статья. Используй сказанное в последнем предложении части 4 статьи 55 УПЗ", - дает совет коллеге известный латвийский адвокат Саулведис Варпиньш.
"Жаль судью, так как у него/нее взгляд на свои рабочие обязанности деформирован. Если обязанности предоставить доказательства в области AML переложены на человека, то это не отнимает права на доказательства, не отменяет ни один из Принципов права. Это нужно знать, соблюдать или уходить из судебной системы", - добавил Варпиньш на своей странице в Twitter.
"Поддерживаю, что понимание закона сужается необоснованно. Если на частное лицо переложены доказательства, то надо дать возможность это обязательство выполнить. Следствие собирало доказательства несколько лет, а владельцу имущества запрещают даже в элементарных процессуальных правах", - отмечает Бертаитис.
"Напиши генеральному прокурору, что это свидетельствует о кризисе в судебной системе", - дает совет коллеге еще один известный адвокат Олавс Церс.
"Всякие видела "чудеса", но это выглядит слишком печально. К сожалению, процессы по преступно нажитому имуществу часто рассматриваются как формальное дело, и это непозволительно", - добавляет доктор юридических наук Сигита Мартинсоне.
"Не хочется нажимать like", - сокрушается Янис Пуце.
"Может быть, нужно пытаться смотреть на это с позитивной стороны - процесс идет быстро вперед!" - отвечает с сарказмом Бертаитис.
"Адвокат лишний. Систему судов Тройки. (Там тоже можно разглядеть позитивное - может быть, какой-то процент действительно был виновен, то есть хоть кто-то виноватый получил наказание)", - добавляет с черным юмором адвокат Янис Тиесниекс.

Судить без свидетелей и экспертиз

Напомним, что первое громкое публичное возмущение правовым беспределом, который творится в связи с делами, связанными с обвинениями в отмывании преступных денег, высказала адвокат Дайга Силиня. Она ввела в оборот формулировку "красный террор" в отношении нынешней зачистки в финансовой системе Латвии.
Силиня сравнила систему банковского надзора с темными советскими временами. По ее словам, под руководством главы Службы финансовой разведки (СФР) Илзе Знотини система стала не только недружественной к клиентам, но и опасной, потому что деньги, которые люди вкладывают в нее, одним приказом можно арестовать, и создан специальный механизм, чтобы невозможно было ничего доказать.
У депутатов фирмы тоже отнимут? Поправки об отмывании денег противоречат Конституции
"Капитальный ремонт" финансового сектора привел к тому, что сейчас запуганы абсолютно все - банки опасаются СФР, клиенты опасаются класть деньги в банк, потому что их могут заморозить без объяснения причин, а предприниматели обходят Латвию стороной.
В поле зрения членов Латвийской коллегии юристов все чаще попадают случаи, когда люди подвергаются репрессиям совершенно неоправданно. Их задерживают, допрашивают, их средства замораживают, им не разрешают открыть счета, а уже открытые блокируют. Но когда подозрение не подтверждается, нет даже извинений.
Отметим также, что в конце прошлого года в распоряжение журналистов попала запись закрытого семинара СФР, на котором судьям объясняли, что процессы по делам об отмывании денег нужно проводить быстро, воздерживаясь от приглашения большого числа свидетелей и назначения объемных экспертиз.
К слову, в 2020 году СФР заморозила 430 млн евро (к примеру, в 2018 году было заморожено только 101,5 млн евро), возможно, нажитых преступным путем.