РИГА, 5 мар — Sputnik. "Капитальный ремонт" финансового сектора для предотвращения легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, а также для достижения международных стандартов в этой области отошел на второй план из-за пандемии.
Однако угодливость, с которой банковские работники исполняют протоколы KYC (Know Your Client / Знай своего клиента) и AML (Anti-Money Laundering / Противодействие отмыванию денег), а также изгоняют из банков "капиталы нерезидентов", все еще не перестает удивлять.
Выход - в иностранный банк
О том, как один из латвийских банков отказался открывать счет предприятию, которое развивает в Латвии миллионный проект, рассказал в Twitter некий Мартиньш Калниньш.
"Идет работа вокруг крупного заводского проекта в Латвии (рабочие места, налоги, экспорт, подключены другие области, такие как железная дорога). Проект весьма хорош, чтобы получить деньги ЕС, аренду земли самоуправления, но… банковский счет открыть не можем, так как часть сырья будем покупать и ввозить из России", - делится историей Калниньш.
Rūpnīca ar vācu tehnoloģijām, viss atbilstoši mūsdienu eko/šmeko un citām prasībām. Esam labi lai saņemtu ES naudu un atbalstu no pašvaldības, bet bankas bez jebkādiem paskaidrojumiem tevi sūta dirst (atvainojos).
— Mārtiņš Kalniņš (@kalnins_martins) March 5, 2021
"Завод с немецкими технологиями, все в соответствии с нынешними эко/шмеко и другими требованиями. Достаточно хороши, чтобы получить деньги ЕС и поддержку от самоуправления, но банк без всяких объяснений послал подальше", - дополняет свой рассказ автор.
Комментаторы тут же предлагают ему разнообразные варианты с электронными платформами для денежных перечислений, однако Калниньш видит выход в другом.
"Нет, для 20-миллионного проекта это, вероятно, не подойдет. Решение будет в иностранном банке!" - оптимистично заявляет автор.
Новая конструкция "красного террора"
Другую историю из банковского сектора рассказал пользователям соцсетей адвокат Артурс Звейсалниекс. Судя по всему, речь идет о его клиенте, нерезиденте Латвии.
"Новая юридическая конструкция "красного террора": счет был заблокирован с формулировкой, что на нем происходят действия легализации. Человек спрашивает - объясните, какие мои действия, на ваш взгляд, являются незаконными? Не объясним - мы вас не подозреваем, только ваш счет. Меня как-то не так в ЛУ учили!" - изумляется банковским формулировкам адвокат.
Jaunākā juridiskā konstrukcija sarkanajā terorā:
— Artūrs Zvejsalnieks (@AZvejsalnieks) March 3, 2021
Konts tiek bloķēts ar formulejumu, tajā veiktas legalizācijas darbības.
Cilvēks prasa - izskaidrojiet, kuras manas darbības Jūsuprāt ir nelikumīgas?
Neskaidrosim - mēs Jūs aizdomās neturam, tikai kontu.
Man LU kko nepareizi mācīja!
"Это действительно интересный вопрос, почему резиденту Латвии, который совершает взаимные сделки, нужно отчитываться перед иностранным коммерсантом - объяснять банку, к примеру, мотивацию сделки или параметры образования цены? Коммерческая тайна умерла?" - интересуется юрист Айварс Боровковс.
Šis tiešām ir interesants jautājums, kāpēc Latvijas rezidentiem, kuri veic legālus savstarpējus darījumus, jāatskaitās ārvalstu komersantam - bankai, skaidrojot, piemēram, darījuma motivāciju vai cenas veidošanās parametrus? Komercnoslēpums ir miris?
— Aivars (@Borovkovs) March 3, 2021
Однако Звейсалниекс уточняет, что в данном случае речь идет о нерезиденте Латвии.
"Тут речь о тотальном игнорировании основных прав - права на знание того, в чем тебя подозревают", - подчеркивает адвокат.
"Это происходит в массовом порядке. Признаки тоталитарного государства: 1. Создается система, в которой субъект чувствует вину за все, не понимая, где могло быть какое-то нарушение. 2. Всеобъемлющее обязательство "стучать" на все и на всех, а если не делаешь - то сам становишься виноватым. Это дискредитирует государство!" - делится мнением Боровковс.
Tas ir masveidā.
— Aivars (@Borovkovs) March 3, 2021
Totalitāras valsts pazīmes:
1. tiek radīta sistēma, kurā subjekts izjūt vainas sajūtu par visu, neizprotot, kur varētu būt bijis kāds pārkāpums.
2. visaptverošs pienākums "stučīt" par visu un visiem, ko nedarot - pats kļūst vainīgs.
Tas diskreditē valsti!
Напомним, что формулировку "красный террор" в отношении нынешней зачистки в финансовой системе Латвии ввела в оборот адвокат Дайга Силиня, которая за свою точку зрения чуть не заплатила отстранением от исполнения профессиональных обязанностей - руководитель Службы финансовой разведки Илзе Знотиня обиделась и обратилась с жалобой в Совет присяжных адвокатов.
Силиня сравнила систему банковского надзора с темными советскими временами. По ее словам, под руководством Знотини система стала не только недружественной к клиентам, но и опасной, потому что деньги, которые люди вкладывают в нее, одним приказом можно арестовать, и создан специальный механизм, чтобы невозможно было ничего доказать.