РИГА, 26 янв — Sputnik. Когда депутаты поддержали в первом чтении поправки в закон о борьбе с отмыванием денег, да еще и признали их срочными, парламентарии, по-видимому, не поняли, что этот законопроект прямо противоречит закрепленному в конституции праву собственности, пишет Neatkarīgā.
Более того, если будет утверждена нынешняя редакция, многим депутатам самим грозит лишение собственности, потому что их репутацию никак нельзя считать кристально чистой – такой, какую теперь закон будет требовать ото всех истинных выгодоприобретателей.
Небезупречная репутация
Взять хотя бы парламентского секретаря министерства финансов Атиса Закатистова, который продвигает законопроект. 20 июня 2019 года его обвинили в мошенничестве в крупном размере. Даже когда суд завершится, если это когда-то произойдет, его репутацию вряд ли можно будет считать безупречной. Так что же, придется отнять у него акции предприятия SIA "Per Capita"? Причем собственности нужно будет лишить не только его, но и всех его партнеров по сотрудничеству – за то, что они сотрудничали с этим самым Закатистовым, чья репутация оказалась подмоченной. И речь не только о нем, но и о других депутатах, в том числе главах комиссий – Артуссе Кайминьше, Мартиньше Бондарсе. И если уж на то пошло, периодически Сейм разрешает наказывать депутатов, нарушивших правила дорожного движения, что также ставит репутацию этих людей под сомнение. Да и личная жизнь не у всех образцово-показательная.
Если Служба финансовой разведки отнимет предприятия и собственность у всех таких людей, да и остальных латвийцев с небезупречной репутацией, будет ли это соответствовать общественным интересам? Нет! Но именно такая абсурдная логика заложена в поправки в Закон о предотвращении легализации преступно нажитых средств, финансирования терроризма и пролиферации. А конкретно, в часть 8 статьи 10 прим.
По сути любой предприниматель теперь сможет стать жертвой репрессий.
Чтобы успеть до 1 марта, когда надо будет отчитаться о ходе финансовых реформ перед международными экспертами FATF и Moneyval, законопроект продвигают ускоренными темпами, хотя он и некачественный. Он предоставляет надзорным органам расширенные права проводить проверки, штрафовать и отнимать собственность. Более того, следователей стимулируют отнимать как можно больше с помощью премий.
Легализованное рейдерство
До этого радикальным изменениям финансовой системы противились главным образом юристы и адвокаты, чьим клиентам на основе неконкретных подозрений заблокировали счета, отказали в услугах или заморозили средства. Теперь к недовольным присоединились и бухгалтеры, которые тоже будут подпадать под действие нормы, позволяющей отнимать их бухгалтерские фирмы, если они что-то посчитают неправильно или у их клиентов возникнут проблемы с репутацией или разногласия с правоохранительными органами.
"Эти поправки угрожают основным ценностям латвийского государства", - открыто заявляет член правления AS "CBB konsultāciju birojs" Лиените Цауне.
Речь идет о 105 статье Конституции, которая гарантирует право собственности. Теперь это право серьезно ограничат.
"Эта конкретная норма законопроекта позволяет отнимать доли капитала и тогда, когда субъект не сотрудничает. Вы не подняли трубку? Не сотрудничаете. Это просто рейдерство!" - считает Цауне.
В ее компании уже думают о том, чтобы отделить принадлежащую фирме недвижимость, потому что "никто не хочет после 24 лет работы отдавать все (главе Службы финансовой разведки) Знотине!"
Пусть идут прочь
Раньше от "капитального ремонта" финансового сектора больше всего страдали нерезиденты, но после принятия новых поправок любой латвиец, особенно бизнесмен, рискует остаться ни с чем. Под действие закона попадают около 80% предпринимателей – все, кто работает с документами: бухгалтеры, юристы, банки, агентства недвижимости, инкассаторы, коллекторы, автоторговцы, торговцы стройматериалами и так далее. Теперь все они обязаны сообщать о "подозрительных сделках". По новым поправкам, будет достаточно любой ошибки, неточности, противозаконного действия клиента или "недостаточного обмена информацией" в понимании Службы финансовой разведки и Службы госдоходов, чтобы получить серьезный штраф или и вовсе распрощаться со своим бизнесом.
К примеру, 37 статья требует от бухгалтеров хранить информацию клиентов пять лет. В больших компаниях это огромный объем данных, так что мощность серверов придется увеличить. А если сведения сохранят только на четыре года, не на пять?
"Будет так: спасибо, вы свободны, мы конфискуем доли капитала", - прогнозирует Лиените Цауне.
Она отмечает, что все вопросы репутации и обмена информацией сейчас толкуются так, как вздумается контрольным органам. Цауне считает, что предлагать 8 часть статьи 10 прим в нынешней редакции – сродни госизмене.
"Если депутаты не понимают, что там написано, пусть уходят прочь!" - подытожила Цауне.
Эти поправки обрушат финансовую систему Латвии: Сейм принимает закон "об отмывании денег">>