РИГА, 27 июл - Spunik. Оправдательные приговоры по "громким делам" и слишком долгое их рассмотрение указывают на кризис в системе правосудия, заявил генеральный прокурор Юрис Стуканс, сообщает TVNЕТ.
В середине июля Рижский окружной суд в качестве апелляционной инстанции оправдал всех обвиняемых по уголовному делу о цифровом телевидении.
В начале года районные суды Видземе в Лимбажи оправдали обвиняемого в коррупции эстонского бизнесмена Олега Осиновского и бывшего председателя правления VAS Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса.
В связи со сменой судей дело о взятке бывшего политика Байбы Броки в Видземском предместье города Риги было отложено на полтора года.
В июле Управление по уголовным делам Верховного суда (AT) передало в Рижский окружной суд уголовное дело, в котором трое мужчин обвиняются в убийстве нескольких человек, а также в покушении на бывшего начальника Уголовно-таможенного управления Службы государственных доходов (VID) Владимира Вашкевича в 2007 (!) году.
"Я считаю, что в системе правосудия - кризис. Это ненормально, что Верховный суд отменил приговор по уголовному делу о цифровом телевидении и основания для вынесения приговора полностью изменились. Еще у нас кризис в том, что дело Броки откладывается на полтора года. Извините, конечно, но к чему мы пришли?" - сказал Стуканс.
Хотя судебные реформы проводились и в прошлом, по его мнению, ситуация только ухудшилась.
"Сроки рассмотрения дел становятся все дольше и дольше. Простите, конечно, но в каком направлении мы движемся? Я не понимаю этих решений и хода рассмотрения дел", - подчеркнул генпрокурор.
По его словам, общественность не до конца осознает, почему государство не в состоянии обеспечить нормальный ход судебных разбирательств.
"Когда дело становится публичным, оно тянется годами, даже десятилетиями", - добавил генеральный прокурор.
Стуканс по-прежнему убежден в том, что в деле о цифровом телевидении преступление было.
"Сейчас у меня не складываются все аспекты и я не могу понять, какие мотивы могли быть у областного суда, чтобы оправдать все на 100%. Стокгольмский суд признал договор, по которому все дело имело место, недействительным с момента его заключения на том основании, что договор был мошенническим. Как может быть, что никто не виноват? Для меня это не сочетается с логической точки зрения. Такое решение областного суда - одна из самых больших ошибок суда", - указал Стуканс, который в свое время в качестве судьи Рижского окружного суда вынес приговор по этому делу.
Теперь по этому делу необходимо дождаться обоснованного решения, и Стуканс считает, что следует учитывать протест прокуратуры, чтобы "Верховный суд мог дать другую оценку".
Сразу после своего назначения на должность генпрокурора Стуканс заявил, что более половины уголовных дел в Латвии закрываются не потому, что доведены до суда, а потому что истек срок давности в 10 лет.
Эффективным в Латвии считается расследование, завершенное не позднее чем через три года после начала. Однако 63% дел в 2020 году превышали этот показатель, а 44% дел находились в производстве более 7 лет. Есть и "чемпионы", с которыми работают уже более 12 лет.
Весной этого года Госконтроль выяснил, что количество начатых процессов год от года снижается, и если поделить его на сотрудников МВД, получится около 20 дел на номинального борца с преступностью в год.
Стуканс — первый генпрокурор, выбранный в ходе конкурса и поддержанный в ходе голосования в Совете юстиции, а не номинированный единолично председателем Верховного суда, как было до этого.