РИГА, 15 июл - Sputnik, Дмитрий Олейников. Согласно поправкам к закону об управлении распространением COVID-19, наличие сертификата COVID-19 будет обязательным для медиков, работников социальной опеки и сотрудников системы образования, сообщается на сайте кабмина.
Тем, кто оказывает услуги в сфере здравоохранения, длительной социальной опеки и социальной реабилитации, а также в сфере образования, необходимо будет обеспечивать эпидемиологически безопасные услуги. В сфере образования требование о наличии сертификата будет распространяться и на тех работников учебных заведений, которые напрямую не связаны с учебным процессом, но в рамках своих трудовых обязанностей имеют контакты с учащимися учебных учреждений.
Комментируя законопроект, представители министерства юстиции отметили, что обязанность обеспечивать эпидемиологически безопасные услуги распространяется на те отрасли, где у сотрудников существует повышенный риск инфицировать других людей (особенно это касается тех лиц, для которых инфицирование COVID-19 может создать повышенные риски для здоровья), либо они контактируют с большим количеством лиц, состояние здоровья которых неизвестно.
В Минюсте отметили, что в связи с распространением штамма "дельта" растет число госпитализированных, в том числе заболевание тяжелее переносят молодые люди и дети. Поскольку дети в настоящее время не вакцинируются, они принадлежат к той группе общества, где наиболее широко распространяется инфекция, чем объясняется необходимость вакцинации сотрудников системы здравоохранения.
Согласно еще одной поправке, начиная с 1 октября работодатели получат право увольнять работников, которые не имеют сертификата COVID-19. В законопроекте подчеркивается, что у работодателей есть не только право, но и обязанность создавать и поддерживать эпидемиологически безопасную рабочую среду, что дает им подобные полномочия.
Согласно законопроекту, работодатели должны будут обозначить те должности и категории работников, для которых наличие сертификата о перенесенном COVID-19 или сделанной прививке будет обязательным. Об этом надо будет проинформировать работников, чтобы они знали, на каких должностях или при исполнении каких обязанностей сертификат COVID-19 станет необходимым.
В случае, если работник на обозначенной должности не будет иметь сертификата, это, согласно законопроекту, станет достаточным основанием для того, чтобы считать его не соответствующим занимаемой должности. В то же время законопроект предусматривает право работодателя и работника договориться о переводе последнего на такую должность, где наличие сертификата не является необходимостью.
В случае, если человек имеет объективные оправдательные причины, по которым он не получил сертификат COVID-19, у работодателя не будет права прекращать рабочие отношения, и ситуация должна быть решена согласно действующим нормативным актам.
Согласно законопроекту, работодатель не имеет права прекращать трудовые отношения с работником, не имеющим сертификата, в случае беременности, а также в послеродовой период на срок до одного года, или в случае кормления ребенка грудью – на срок всего периода кормления, но не дольше, чем на два года с момента рождения ребенка.
В законопроекте указано, что, вменяя в обязанность вакцинацию для исполнения рабочих обязанностей, государство берет на себя ответственность за возможный вред, нанесенный работнику в результате вакцинации. В настоящий момент в нормативных актах не установлены критерии возмещения убытков, если в результате вакцинации здоровью или жизни человека был нанесен ущерб.
Наличие сертификата COVID-19 становится также обязательным требованием для всех должностных лиц в понимании законодательства, то есть для любого работника госуправления.
На заседании правительства министр здравоохранения Даниэль Павлютс подчеркнул, что человек, которому для исполнения служебных обязанностей необходимо пройти вакцинацию, но который не может сделать это по медицинским показаниям, государство на весь период его занятости может компенсировать расходы на проводимые тесты на COVID-19.
После заседания правительства глава кабинета министров Кришьянис Кариньш заявил, что эти решения были приняты "не с легким сердцем", однако в условиях пандемии, по словам премьера, "надо думать, как максимально защитить здоровье и жизни людей".
Поправки в закон будут переданы в Сейм, где должны будут пройти окончательное утверждение.