РИГА, 28 июн — Sputnik, Зинаида Юшкевич. "Производства должны уйти из Риги. Люди бегут в более "зеленую" среду, а не едут в центр, так будет, пока Рига не станет тихой, спокойной и динамичной. Динамики нельзя достичь на автомашине: чем больше машин, тем Рига будет медленнее. Она слишком узкая и шире не станет", - заявил велоактивист Виестурс Силениекс в дискуссии на телевидении по поводу массового "захвата" рижских улиц велополосами, которые уже летом привели к пробкам на большинстве "реконструированных" дорог в центре.
Правящую коалицию Рижской думы охватили велолихорадка и массовый "столбняк": островки, огражденные столбиками, сузили полосы движения и создали перманентные пробки на улицах, где прежде такого не наблюдалось: Тербатас, Бруниниеку, Гертрудес. Ликвидированы уличные стоянки на торговых променадах, и только начавшие приходить в себя магазины снова терпят убытки.
Ратовавшая за демократию и открытость компания во главе с мэром Стакисом действует наперекор мнению общественности: сомнительный эксперимент с велодорожками на улице Чака продлен до 1 сентября. При этом только 35% опрошенных социологами Norstat жителей улицы позитивно оценили данный опыт. Предприниматели еще более скептичны: только 24% поддерживают велосипедистов и, в целом одобряя велосипеды, предпочитают видеть их на других улицах. Комитет сообщения Рижской думы объяснил это извечным консерватизмом "социально малозащищенных слоев" и пассажиров общественного транспорта. Последних можно понять: в утренний час пик с 8:00 до 9:00 дорожками пользуется гораздо меньше людей, чем тех, кто томится и опаздывает на работу в одном троллейбусе (10 декабря 42 человека, 17 марта – 14, не лучше ситуация и вечером).
Сытый голодного не разумеет: бывший член правления Рижского свободного порта с зарплатой 42 тысячи евро в год, затем парламентский секретарь Минобороны с зарплатой 40 тысяч евро в год Виестурс Силениекс не видит никакой взаимосвязи между своим личным благополучием и положением тех, кто живет так скудно, что даже велосипед считает роскошью. Риску бедности в Латвии подвержен каждый четвертый, то есть полмиллиона человек, свидетельствуют данные ЕС за 2019 год. А в возрастной группе одиночек 65+ таких 70%. До сих пор рижане были в более привилегированном положении: ВВП на одного жителя в столице составлял 25 820 евро в год, тогда как в Латгалии – всего 7133 евро. Однако падение грузооборота Рижского порта, Латвийской железной дороги, уменьшение оборота банков и сферы услуг (в том числе из-за эпидемии) поставили под удар и Ригу.
А тут еще "велосипедная коалиция". На этот раз она слилась с единомышленниками из министерства сообщения, которое намерено всеми правдами и неправдами выдавить людей из личных автомашин и запихнуть в "зеленые сети", а в Рижском регионе сосредоточено 65% населения страны. На кону – 295 миллионов евро из европейского фонда развития, одобренных на "озеленение" рижского транспортного узла. Минсообщения и Рижская дума осваивают деньги на паях.
Планов громадье: метробус до Дрейлини, который обойдется всего в 40 миллионов евро против 100 миллионов на трамвай. В пункте назначения Ikea. Экономику поддержат мелкие ремонты и обновление мебели, считают либералы. Более конкретных планов нет, да Еврокомиссия их и не требует.
"В плане оздоровления мы фактически не видим никаких расчетов, – отмечает исследователь Рижского университета им. Страдыня Андрис Шуваев. – Это тревожно, поскольку невозможно объективно оценить, удачны ли инвестиции. Все, что остается, – смотреть на отдельные проекты и философски размышлять, что они кому-то пригодятся".
Железная дорога должна стать становым хребтом транспорта столицы, уже 10 лет твердят политики. Теперь прорисовалась конкретика: шесть станций пригородного сообщения объединят с остановками городского транспорта, восстановят электричку на Болдераю (и пусть автомобилисты стоят на единственном мосту и на переезде). Рельсы на маршруте есть, раньше по ним возили уголь и нефтепродукты. Но "зеленой" Риге вредные углеводороды без надобности, так что даешь пассажирский трафик. А для него надо построить электрическую контактную сеть, перроны, павильоны. Строительные заказы для политиков – это то, что очень вкусно, что Латвии всегда удавалось. Да и закупка электропоездов тоже не подкачает.
Рижская дума, в свою очередь, закупит 17 электробусов, которые будут доставлять жителей Вецмилгрависа и Болдераи до электричек и обратно. "Больше всего от этого выиграет Pasažieru vilciens, который сейчас перевозит 18 миллионов пассажиров, тогда как Rīgas Satiksme – 140 миллионов", – мечтает вице-мэр Риги Вилнис Кирсис.
Pasažieru vilciens надеется за счет роста числа пассажиров выйти на безубыточность в 2026–2027 годах. Правительство не жалеет для этого собственных граждан ни в Риге, ни в провинции. Уже в конце 2020 года автобусные рейсы на ряде направлений стали заменять железнодорожными. Например, чтобы поставить поезд на линию Даугавпилс – Краслава, отменили четыре автобусных рейса. 1 июня на линию вышел поезд из Риги в Мадону и рейс выходного дня в Гулбене. Железнодорожная станция, где простаивают минимум 10 путей для приема товарных составов, будет служить не только как развлекательный пункт для редких пассажиров узкоколейки до Алуксне, но и для обычных работяг, мнится министерству сообщения. Однако закрытие четырех рейсов автобуса из Риги в Лубану через Мадону поставило селян перед неприятной альтернативой: нужно как-то добраться до ближайшей железнодорожной станции, которая может быть удалена от автобусной остановки на 5–10 километров. И чем ехать на личной машине до железной дороги, потенциальный пассажир махнет рукой на общественный транспорт и поедет напрямую куда надо!
В 2022 году в Латвию придут заказанные электропоезда, а уже на следующий год следует предъявить евроспонсору покупки (201 миллион евро) возросшую интенсивность пассажироперевозок. Для дотирования государственных железнодорожных билетов придется отнять деньги у частных автобусных перевозчиков и сокращать рейсы.
В этом году дотации на междугородные автобусные рейсы составят около 39 миллионов евро, еще 12 миллионов – дотация девяти городам республиканского подчинения на перевозки инвалидов. Pasažieru vilciens получит 10,3 миллиона на покрытие общих убытков и еще 7,7 миллиона на оплату инфраструктуры Latvijas Dzelzceļš. Общие дотации государства на железнодорожную инфраструктуру составляют 23,9 миллиона. Пандемические особенности заставляют всех перевозчиков просить у правительства дополнительные компенсации из средств на непредвиденные расходы.
Только COVID-19 мешает еще больше педалировать европейский "зеленый курс" с полным отказом от нефтепродуктов на транспорте. А декларации правительства о железной дороге как становом хребте общественного транспорта мирно сосуществуют с сокращением перевозок и списанием отслуживших срок советских электричек и дизельных поездов. Изничтожить старый транспорт Евросоюзу и его приказчикам на местном уровне удается быстрее, чем заменить его новыми машинами на водороде и электричестве. Тем более что его закупку европарламентарий Робертс Зиле считает дотацией производителям и экспортом денег вместо конкурентоспособных технологий. Любые закупки в Латвии традиционно связаны с коррупционными скандалами. Но в Rīgas satiksme, который будет проводить конкурсы, теперь сидят совершенно другие люди, белые и пушистые, уверяет вице-мэр Кирсис. "В конце концов, цель политического руководства – обеспечить честную политику", – заверяет он.
Не такие большие деньги – 295 миллионов, чтобы сделать Ригу "зеленой", предупреждает Минсообщения. Они позволят сократить выбросы СО2 только на 24 156 тонн, тогда как в 2016 году латвийский транспорт выдал на-гора 2,5 миллиона тонн. Выигрыш – меньше процента. Одного.
Поэтому велосипеды – наше все, решили коалиционные политики. 68 километров велодорожек пронзят рижские окрестности до Царникавы, Улброки, Кекавы, Пиньки, Бабите и Марупе. А если жители не захотят воспользоваться предоставленными возможностями, Рижская дума готова к репрессивным мерам. "Если человек, сидя в своей машине, будет наблюдать, как люди на троллейбусе его обгоняют, это ударит по нервам", – мечтает Кирсис. А если нервы выдержат и тотальные пробки не помогут, он готов вводить ограничения на въезд в город.