РИГА, 18 июн — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Программа выдачи временных видов на жительство (ВНЖ) за инвестиции в недвижимость фактически "умерла": если в 2014 году было выдано 2225 таких разрешений, то после повышения порога инвестиций с 142 до 250 тысяч евро их стало в 20 раз меньше, а в прошлом году произошло очередное снижение: с 100 ВНЖ в год до 20.
Пока Национальное объединение пытается "стегать мертвую лошадь", публично требуя тотальной отмены программы, российские миллиардеры затеяли в Юрмале проект "Бриз", где стоимость голого квадратного метра составляет 14 тысяч евро. В жилом комплексе на 17 апартаментов запланирована разнообразная роскошь, и две квартиры - стоимостью 3,5 и 5,6 млн евро - приобрели местные кадры.
"ВНЖ новым покупателям элитной недвижимости в Латвии уже не требуется, – указал главный редактор журнала "Квадратный метр". – Из 17 тысяч ВНЖ, выданных в рамках предложенной политиком Айнарсом Шлесерсом программы, действует до настоящего времени около 6 тысяч. Около тысячи получателей поменяли временный статус на постоянный, сдав латышский язык, но абсолютное большинство отказалось от него, сочтя действия латвийских властей обманом".
Как известно, после событий 2014 года в Крыму латвийские националы не только повысили порог инвестиций для получения ВНЖ, но и ввели дискриминирующую норму: при продлении документа на следующий пятилетний срок было решено взимать за каждую ID-карточку 5 тысяч евро. Исключением были ситуации, когда обладатель ВНЖ устроился на работу в Латвии, поменял семейный статус (женитьба, замужество) или сдал латышский язык. О последнем, например, гордо отчиталась адвокат Ходорковского и дочь последнего председателя Верховного Совета СССР Елена Лукьянова в своем аккаунте Facebook, сопроводив сие фото с гламурной яхты.
"В Юрмале большинство престижных проектов не строятся на банковские средства, - отметил Роман Голубев. – Это портфельные инвестиции "воротил" международного масштаба: на депозитах они не зарабатывают, рынок акций показал в 2020 году большую волатильность, а недвижимость в долгосрочной перспективе все-таки не теряет цены. Девелоперы таких проектов никуда не торопятся, цен не снижают, обеспечивая латвийскому рынку элитный сегмент с ценой сделки свыше 250 тысяч евро".
Планку в 250 тысяч задала латвийским покупателям финансовая институция Altum, гарантирующая первый взнос по ипотеке как раз такого максимального размера для молодых специалистов и семей с детьми. По словам Голубева, эта поддержка помогла банкам удержать ипотечные портфели: более половины сделок по покупке квартир проводятся с привлечением Altum. Цены серийных квартир в Латвии так и не вернулись на уровень 2006–2007 годов, отставая от него на 60-70%, цены новостроек отыгрывались бодрее, но также не дотягивают до "жирных лет" примерно на треть. Однако несчастные заемщики, оформившие ипотеку по тем заоблачным ценам, продолжают их исправно уплачивать – "те, кто выжил в катаклизме". И котировки жилья в Латвии по-прежнему отстают от литовских и эстонских.
Видимо, желая подстегнуть местный спрос, законодатель расщедрился и с 1 июля снизил госпошлины за сделки с квартирами с 2% до 1,5%, а также постарался вовлечь в рынок юридические лица, снизив для них пошлину сразу втрое: с 6% до 2%. Однако новое и реновированное жилье по-прежнему облагается для покупателя налогом на добавленную стоимость, отнимая у застройщика сразу 21% продажной цены в пользу государства.
Поляризация рынка становится все более радикальной: жилье в микрорайонах маргинализируется, новостройки все больше становятся удовольствием для богатых или нуворишей, отодвигающихся от "неудачливых" сограждан и сожителей охраной и круговой обороной. Парадоксом экономики является то, что как раз простонародье и средний класс являются основными плательщиками налогов в бюджет, а этого худосочного бюджета не хватает ни на нормальные дороги, ни на нормальное правоохранение.
Роман Голубев не видит оснований для падения рынка недвижимости в результате пандемии. Более того, появился новый платежеспособный спрос на загородное жилье и даже такой забытый формат, как дачи. Знаменитый некогда юрмальский "артек" - пионерский лагерь производственного объединения "Радиотехника" "Альбатрос" в Энгуре - после смерти его последнего владельца Эдуарда Малеева купили новые люди и быстро перестроили корпуса в дачные квартирки, числом 220 единиц. Из них уже более 200 продано.