Обзор латышских СМИ

Требуя с русских учить латышский, мы позволяем им остаться! О чем писали латышские СМИ

Неужели "деоккупации" в Латвии не будет? Человек и пароход? Нет - писатель и предатель! Латвия опять отдает завоеванную свободу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 12 июн — Sputnik. Постоянный автор портала Pietiek Леонардс Инкинс бередит раны, не заживающие у латышских патриотов уже три десятилетия после восстановления независимости. В его рассуждениях есть и любопытный момент. Это размышления на тему о том, насколько русским необходимо знание латышского языка и что в этом хорошего вообще.

А зачем русским латышский?

Часто, сетует автор, из рядов патриотически настроенных латышей, живущих во власти девизов и догм, слышно, что в Латвии надо общаться только по-латышски, что всегда и везде "оккупантам" надо говорить то, что про них думаешь и указывать им на их место, чего бы это не стоило. Однако, всегда ли патриоты сами так поступают — это уже другой вопрос.
Как пишет Инкинс, предъявляя русским требование учить государственный язык, заявляя, что они должны уметь говорить и им надлежит говорить только на латышском, на самом деле мы соглашаемся с тем, что они тут, в Латвии, могут оставаться и жить. Иначе какой смысл им учить государственный язык, если надо будет уезжать на историческую родину? Где еще они знание этого языка смогут использовать?
Юрмала предлагает бесплатные курсы для тех, кто хочет гражданство Латвии
"Мы, выдвигая такое требование, на самом деле и им и себе открыто даем знать, что никаких деоккупации и деколонизации не будет, что мы этого не желаем и они смогут здесь остаться. Что все наши пылкие и патриотичные речи о латышском языке на самом деле открыто демонстрируют, что мы с таким положением дел смирились, к нему привыкли, приспособились с ними выживать и ничего в этом смысле менять не хотим", - утверждает автор.
Похоже дело обстояло с референдумом в конце 90-х о детях неграждан. Голосуй за любой вариант, но в итоге ты все равно своим голосом подтверждаешь, что им полагается гражданство Латвии. Различаются только детали. В любом случае вы подтверждаете, что они могут здесь оставаться, что они принадлежат Латвии и им положено гражданство. Какой Латвии они принадлежат - это уже другой вопрос, пишет автор.
Так "оккупант", "колонист" и их потомок, выучивший латышский язык, становится нормальным и приемлемым человеком, сокрушается Инкинс. Вот только нормально ли, что им предоставляется право участвовать в управлении государством, которое из участия может превратиться в управление, задает устрашающий вопрос автор.

Приучили к стакану!

Инкенс утверждает, что из 100 латышей 99 скажут вам, что заставить русских уехать к себе на родину не представляется возможным и "нам этого и не надо". И это невозможно, потому что большинству "не надо". Замкнутый круг, сокрушается автор, который, вероятно, относится к тому самому 1%.
Инкенс приводит в пример мирную семью, к которой в дом врываются чужие люди, выбивая дверь ногой, заходят на кухню. Идут годы, и "носители культуры" приучают бывших хозяев пользоваться не бокалами, а (о ужас!) граненными стаканами! Кроме того, приучают к чужим песням, чужому языку, нормам поведения, одновременно отучая от колбасы, денег, имущества, земли и другого, что им было нужнее, чем нам.
Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным
Ждут, пока русские уедут из Латвии: Линдерман о сносе памятника и дискомфорте латышей
Когда климат на Земле изменился и лед растаял, настоящие хозяева квартиры настояли на том, чтобы им вернули имущество предков. Тогда законные хозяева и непрошенные арендаторы создали специальную комиссию из обеих сторон. И решили, что непрошенные гости все-таки так же оплачивали коммунальные расходы, делали ремонт. Поэтому им разрешили оставаться жить там, где они живут.
И обеим сторонам это показалось справедливым. Ведь у арендатора не было другого имущества и другой родины. Это все равно, что собака, родившаяся в стойле у лошадей, может претендовать на то, что она — лошадь, прибегает автор к красивому сравнению из мира животных.

Не любил русских, а все равно — предатель!

К еще одному интересному выводу, но уже в историческом разрезе, приходит латышский писатель Марис Берзиньш, написавший книжку о Вилисе Лацисе - писателе и предателе (первом главе правительства советской Латвии с 1940 по 1959 гг). Интервью с ним в Latvijas Avize называется "Чтобы смыть с себя Лациса, надо было часто ходить в душ".
По словам писателя, есть свидетельства лечащего персонала, что ближе к концу жизни Лацис часто ругал русских. Большая любовь к русским понемногу перерастала в большую неприязнь.
"Надо признать, что пока я изучал все эти исторические помои, ко мне тоже прилипла русофобия, и она совсем так легко не проходит", - признается писатель. Хотя прилипла она к нему уже давно.
Берзиньш вспоминает такой случай из своего советского детства: "Пришла мама домой и говорит - стоят две русские у новой пятиэтажки и обсуждают: "Рига хороший город, только латышей много". Этот случай глубоко врезался в детскую память. Хотя сам этот анекдот, вероятно, слышали многие. Как бы то ни было, в глазах Мариса Вилис Лацис был больше отвратительным коммунистом, который впустил в Латвию мигрантов, а совсем не писателем, которого стоило бы прочесть.
Как "оккупанты" подняли Латвии рейтинг, а она его опустила
Вспоминая свои детство и юность, он удивляется, что ни разу не получал по ушам от советской власти, хотя вел себя вызывающе. Так, в седьмом классе мама по его просьбе сшила ему джемпер в цветах американского флага, как в то время было модно. Это было "Уххх"! Русским из параллельного класса, конечно, было неприятно, что он рисовался с американским флагом. После этого классная руководительница попросила в школу в таком джемпере не ходить.
Еще Марис вспоминает, как в техникуме после танцев ходили по улицам, распевая песню легионеров "Mēs sitīsim tos utainos…" ("мы побьем этих вшивых"). Для справки — так, с любовью, называли русских. А некоторые, скорее всего, называют и до сих пор. Ведь, если верить автору, то на примере Лациса видно: латыши, часто даже находясь на вершине советской "оккупационной" власти, не любили эту власть и русских, что не мешало им продолжать служить им верой и правдой.
Заговорили, конечно, и о 9 мая. Берзиньш завил, что в Латвии к памятнику Освободителям идут многие русские "с прополосканными российской пропагандой мозгами, для которых Латвия и латыши до сих пор остаются чужими". Еще, по мнению Берзиньша, достаточно много в Латвии "имперски настроенных, высокомерных великорусских шовинистов". Плохо, но надо считаться, что в Латвии еще есть "пятая колонна", - "люди, которые до сих пор не говорят на латышском, живут оскорбленными, в прошлом, и до сих пор верят в Путина, в возвращение империи". Грустно, говорит писатель, что и в головах многих русских в Латвии царит чувство, что они - тот единственно правильный, великий и могучий народ, а остальные - ничто.
По словам писателя, к России надо относиться осторожно: "Как только им покажется, что вы с ними друзья, они или одурачат, или подкупят, или попросту подомнут под себя."

Юрист: "Мы понемногу отдаем свою свободу"

Юрист Байба Рудевска в беседе с замредактора Neatkarīgā Элитой Вейдемане критикует недавние поправки в Уголовный Закон, ужесточившие наказания за "преступления на почве ненависти".
По словам юриста, ужасная спешка, с которой продвигали законопроект, запрещающий критиковать секс-меньшинства, заставляет думать о том, что он лоббируется под давлением ЛГБТ.
Пусть каждый любит, кого хочет: коалиционная партия объявила месяц ЛГБТ в Латвии
Но что такое "речь ненависти" (более известная на русском формулировка — разжигание ненависти" - прим. ред.)? Это неясное, расплывчатое и субъективное понятие, распространение которого на конкретные случаи зависит не от объективных критериев, но от субъективного восприятия "задетой" персоны или правоохранительных учреждений, сообщает Рудевска.
"То есть субъективная обида какого-то человека будет служить основанием для того, чтобы какого-то другого человека, использовавшего свою свободу слова, призвать к уголовной ответственности? У меня есть только один вопрос - что они хотят защитить, отнимая свободу слова? Нам скажут, что о таких и сяких темах вы не можете говорить, но, критикуя конкретные группы, вы будете уголовно наказаны", - поясняет юрист.
При этом она напоминает, что на баррикадах 1991 года люди выступали за то, чтобы у Латвии была Свобода: свобода говорить, писать, думать, свобода создавать художественные работы, свобода выезжать из государства, свобода развивать науку...
"Прошло только 30 лет, и мы более ничего не помним, мы понемногу отдаем свою Свободу в ведение каких-то маргинальных групп. И это уже выглядит жалко", констатирует Рудевска.