Транзит

У разбитого корыта: порты Прибалтики хватаются за остатки транзита

В недалеком будущем прибалтийские порты могут выглядеть как трейлер американского фильма из жанра антиутопии; вернуться к прагматичной, экономически ориентированной политике в отношениях с соседями Латвии, Литве и Эстонии просто не дадут
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Грузооборот всех портов Балтии неуклонно падает, вместе с ним сокращаются государственные доходы. Причем этот кризис прибалтийские политики создали себе сами, пишет Александр Левин на Baltnews.
Во времена СССР страны Прибалтики обладали прекрасным преимуществом – географическим положением.
На их территории были построены многочисленные порты, через которые мощным потоком шли грузы гигантской советской экономики.
Но обретение так называемой независимости, которая сегодня заключается в том, что нужно внимательно следить за палочкой заокеанского дирижера и подтанцовывать ему, на деле же показало иное – за последние три десятка лет эти государства просто не состоялись.
Порты и железная дорога Латвии продолжают терять грузы: итоги за четыре месяца
Бывшая советская Прибалтика сразу превратилась в то, чем она была всего несколько столетий назад, – в страны, которые лишь расположены на задворках Европы. И никакое членство ни в НАТО, ни в ЕС этого факта не изменит.

Транзит машет рукой

Транзит для Литвы, Латвии и Эстонии всегда был одним из важнейших секторов экономики, который имел огромное значение для бюджета. Теперь этот сектор находится в состоянии регулярного кризиса.
Объемы грузов снижаются буквально по всем позициям. Стремительно падает грузооборот контейнерных грузов, древесины. Меньше становится насыпных, минеральных и наливных грузов. Всего лишь за год грузопоток уменьшился на 1/3.
Инфографика
Главные грузы в портах Латвии: динамика за десять лет
Тенденция к понижению приняла уже необратимый характер, и в недалеком будущем прибалтийские порты могут выглядеть как трейлер американского фильма из жанра антиутопии.
Но в угоду своим политическим амбициям "прибалтийские гиганты" почему-то решили, что могут сами определять, как должны жить их соседи, какое у них должно быть правительство, и, коль им не нравится президент Беларуси Александр Лукашенко, объявить главой республики Светлану Тихановскую.
Добились они только того, что Лукашенко понял, что белорусские грузы безопаснее отправлять через российские порты.
Отраден тот факт, что и Россия наконец подсчитала, что ей и экономически, и политически значительно выгоднее усилить свою портовую инфраструктуру, работать на себя, а не подкармливать враждебные режимы.
Транзит
Реиндустриализация, а не транзит: новая коалиция подписала договор
Разумеется, попытки исправить положение предпринимаются, поскольку дефицит грузов обострил конкуренцию и обеспечил более низкие цены за перевалку.
"Отдельные грузы не спасут никакой из больших терминалов, оставшихся без доминирующего потока, поскольку перевалка на суда малой грузоподъемности на глубоководных причалах экономически невыгодна", – поясняет член правления Rīgas Universālais termināls Янис Касалис.
Это элементарная экономическая истина. Разумеется, перевезти груз в двадцатитонном трайлере обойдется в разы дешевле, чем сотню раз грузить его в багажник какого-нибудь легкового автомобиля.
А вот бывший министр сообщения Латвии, эксперт в отрасли транспорта Анрийс Матисс заявил, что "мы не сможем развивать транзит, если будем поддерживать плохие отношения с соседями".
По мнению Матисса, "Латвия должна проводить прагматичный, экономически ориентированный внешнеполитический курс, выстраивая конструктивные отношения с соседними странами. Только в этом случае можно надеяться на восстановление транзитного сектора". Вот тут с бывшим министром не поспоришь.
Инфографика
Обвал грузооборота портов Латвии в 2020 году
Более того, он и дальше говорит просто мудрые мысли:
"Отношения с Россией и Беларусью мы строим сами. Наши отношения сейчас находятся на самой низкой точке с момента восстановления независимости страны, и транзитный сектор страдает от политики. Невозможно принимать рациональные бизнес-решения, если политики используют между собой агрессивную политическую риторику. Я ни в коем случае не призываю к отказу от принципов нашей страны и общего курса внешней политики Евросоюза, но мы должны помнить, каково наше географическое положение и кто наши соседи", – сказал экс-министр.
"Мы не сможем развивать транзитные услуги, например, с Китаем или Индией, если у нас плохие отношения с нашими соседями, которые лишают нас транзита... На мой взгляд, мы должны проводить прагматичную политику в соответствии с национальными интересами и ставить интересы нашей страны на первое место", – призывает Матисс.
Парадокс ситуации заключается в том, что умные мысли приходят в головы только отставным министрам. Ни один действующий подобных мыслей высказать не посмеет, потому что его тут же коллективно объявят врагом народа, который "работает на Кремль".
Транзит
Он здесь недавно: депутат объяснил, почему Кариньш ополчился на банки и транзит
И, как положено в "истинно демократическом обществе", защищающем свободу слова и мысли, ему надо будет просто быстренько подать в отставку и бежать за пределы страны. И уж совсем "по-детски" выглядит пожелание бывшего министра руководствоваться национальными интересами и ставить интересы страны на первое место.
К сожалению, вот этого-то сегодня руководителям Литвы, Латвии и Эстонии никто просто не позволит. Их не для этого долгие годы растили, учили, готовили на Западе, приводили во власть, чтобы они защищали интересы собственных народов.
Интересы прибалтийских народов их не волнуют, а вот интересы хозяев – это святое! Ради них собственными народами можно и пожертвовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Транзит
Транзит, банки, зарплаты - не главное: экономист нашел, за что хвалить Латвию