РИГА, 4 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. У латвийского народа большой праздник – уволена Илга Шуплинска, лидер антирейтинга в народе, министр этого кабинета. Новый министр образования Анита Муйжниеце уже объявила, что приложит все усилия к тому, чтобы школьники осенью вернулись за парты, а учителям подняли зарплаты.
Однако похоже, что идеи Муйжниеце ждет судьба "революционных" идей Шуплински.
Цена обещаний
Если вы помните, основной целью Шуплински в начале была борьба за малые школы - мол, из-за норм правительства, регулирующих число учеников в малых школах, закрываются школы в небольших латвийских селениях, а вместе с ними гибнут и сами селения.
Буквально через несколько месяцев после своего вступления в должность Шуплинска незначительно изменила норматив, слегка увеличив число учеников, и возглавила крестовый поход против малых школ. За три года, которые она провела в кресле министра, их число драматически сократилось.
Народ стал еще меньше верить обещаниям политиков, а МОН продолжило свою деятельность, далекую от реальности народа.
Уверен, что и оба обещания Муйжниеце (вернуть за парты школьников и увеличить зарплаты учителям) ждет судьба обязательств Шуплински. Зарплаты педагогам поднимут незначительно – в стране, вообще-то, кризис. Ученики вернутся в школы ненадолго, только до очередной волны пандемии, а в том, что она придет осенью – сомневаться не приходится.
Систему в одиночку не сломишь, она просто не заточена для исполнения предвыборных обещаний. Годами и десятилетиями делается одно и то же, и от перемены министров ничего не меняется. Поменять кадры не смог ни один предыдущий министр, и навряд ли в острый период "свершит революцию" Муйжниеце.
Проект удаленного обучения Skola2020, начатый еще Карлисом Шадурскисом, так и не был готов к заявленному сроку, и теперь он называется Skola2030. Ну и что? Кого-то уволили? Конечно нет. Денег в проект влито десятки миллионов, результата нет. Работающая Skola2020 к началу пандемии-2020 была бы просто подарком судьбы, но ее не было. Годы прошли, деньги истрачены, а система и сегодня еще работает не в полную силу, причем многие педагоги так и не умеют ей пользоваться.
Вы же не думаете, что новый министр науки и образования закроет Skola2030, проект, уже сравнимый по дороговизне и неэффективности с e-veseliba? Уволит всех специалистов, неспособных подготовить ложку к обеду? Конечно же нет.
Вы же не считаете, что новый министр сможет унять волну сокращений малых школ? Пока население Латвии драматично уменьшается, этот процесс не остановить. При этом как раз удаленное обучение смогло бы стать "палочкой-выручалочкой" для небольших самоуправлений с малыми школами, но совершенно не в том виде, в каком оно происходит сейчас.
Фотогеничность как принцип отбора
Илгу Шуплинску много критиковали за мрачный вид и отсутствие красоты. В этом смысле у Аниты Муйжниеце все козыри на руках – она внешне привлекательна. К тому же она мать троих детей, и родительские эмоции по поводу нынешних образовательных проблем ей не чужды.
Шуплинска была "верным солдатом" этой коалиции, ради нее она предала идеи, которые привели ее к министерскому креслу. Не сумев разрушить голема чиновничества, она его возглавила. Поняв внутреннюю структуру МОН, она пыталась формировать будущее, исходя из способностей своих подчиненных. По сути, она была "генералом авиации", назначенным командовать "зенитчиками", пыталась выиграть битву, используя имеющиеся ресурсы, а в результате сражалась в чужой войне. Коалиция предала своего верного министра, и это главное, что нужно знать об этом "террариуме друзей".
Человеческие качества Муйжниеце мало значат в этой ситуации – ей, так же как и Шуплинске, решения будет навязывать коалиция. Инструменты управления будут по-прежнему не приспособлены для воплощения народных чаяний. Но у нового министра есть крошечное пространство для своей игры – парламентские выборы не за горами, и рейтинг НКП не слишком высок. Возможно, Муйжниеце успеет предать НКП раньше, чем НКП предаст ее.
На сохранение русского языка новому министру плевать точно так же, как и предыдущему. Улучшение языковой реформы тоже маловероятно, ведь по-прежнему можно сделать вид, что изгнание русского образования улучшает знания латышского, и успешно игнорировать тот факт, что школьники знают язык все хуже. Ну или не связывать одно с другим.
Русским школьникам по-прежнему нужны репетиторы латышского, которых не хватает на всех. Но эта проблема пока абсолютно неинтересна латышам, то есть большинству латвийского общества.
Чего ждать от Аниты Муйжниеце этим летом?
Лучшее, что сможет сделать новый министр в существующих условиях, - это за лето подготовить учителей к "удаленке". Худшее, что она может сделать, - это отпустить ситуацию, не готовя педагогов к новому витку дистанционного обучения.
Вслух можно говорить все что угодно. Но важно понимать – предотвратить новую волну COVID-19 осенью ни один министр образования не в состоянии. Для этого нужна массовая вакцинация, а это зона ответственности совсем других министерств и служб. И нет оснований верить, что коллективного иммунитета удастся достичь до ноября.
От МОН зависит совсем другое – либо соломка к следующему году будет подстелена, либо нет. И, кстати, как бы ни критиковали Шуплинску, а "домашнюю работу" прошлого лета она выполнила. Те, кто хотел учиться, учился. Большое число детей на домашнем обучении просто не занимались и даже не подключались к урокам, но на второй год почти никто не остался. Школа, как всегда, сделала вид, что все хорошо.
Хуже, чем сейчас, скорее всего, не будет. А значит, уже будет лучше, чем в прошлом году. Вопрос только в том, будет ли МОН за лето решать выявившиеся в этом году реальные проблемы или же махнет рукой и отпустит всех учителей, методистов и чиновников в отпуск.