РИГА, 16 апр — Sputnik. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс остро раскритиковал слова премьер-министра Кришьяниса Кариньша о том, что упор на транзит и банковский сектор помешал Латвии стать богатой. Свою позицию Лембергс обозначил в письме из тюрьмы, отвечая на запрос журналистов Neatkarīgā.
"Спорить с глупцом – все равно что ругать Луну за то, что она не греет так, как Солнце", - начал свой ответ Лембергс.
Он считает, что выступать против транзита – это значит выступать против любых транспортных связей с другими странами – автомобильных и железных дорог, авиации и портов, против основной транспортной сети Евросоюза, в которую входит и Рига, против столичного аэропорта, против международной магистрали Е-22, которая протянулась от Эдинбурга и до Москвы, а также против Rail Baltica. Более того, Кариньш тем самым автоматически выступает против обрабатывающей промышленности, которая широко использует преимущества международного распределения труда.
Причем, как отмечает мэр Вентспилса, эти связи отражаются на самых разных сферах жизни Латвии, в том числе и на культуре. То есть, по сути, Кариньш выступает и против профессиональной культуры, ведь в Латвийской опере сейчас едва ли найдется постановка без "транзитных" артистов.
По мнению Лембергса, правительство Кариньша целенаправленно разрушает латвийскую транспортную отрасль, в том числе транзитный сектор. И результат налицо – до начала работы кабмина, в 2018 году доля транспортных услуг в латвийском экспорте составляла 11,8%, а в 2020 году она сократилась до 7,9%.
"Цель этого правительства – максимально разрушить железную дорогу и порты и снизить цену их инфраструктуру, чтобы ее можно было задешево приватизировать.
Это четко записано в программе деятельности Борданса, фактического руководителя правительства, от января 2019 года. По мысли Борданса и Кариньша, самый большой минус Латвии – это расположение у Балтийского моря с тремя крупными портами и пересечением международных путей. "Достижения" правительства Борданса - Кариньша внушительны", – считает политик.
Он напомнил, что любой транзит, в том числе и грузовой, увеличивает ВВП и дает прирост социальных, подоходных, имущественных налогов. По оценке Лембергса зависимости от типа грузов за каждую тонну транзита Латвия может получить 11–15 евро дохода.
"Если Латвия откажется от транзита, от участия в международном разделении труда, как этого хотят Борданс с Кариньшем, это будет глупость в квадрате. Это невозможно.
Отказаться от транзита – железной дороги, портов, аэропортов, автотранспорта, пассажирских перевозок – это глупое, абсурдное решение", – заявил Лембергс.
Он добавил, что Литва и Эстония только выигрывают от курса Латвии на самоизоляцию – падение грузооборота в крупных латвийских портах в прошлом году составило почти 40%, а вот в Литве падение оказалось незначительным, а в Эстонии грузооборот и вовсе вырос на 8%.
"Мост (между Востоком и Западом), который Латвия успешно разрушает, уже построили соседи. Самоизоляция Латвии происходит за счет бедности населения", - заключил Айварс Лембергс.
Как уже писал Sputnik Латвия, враждебную позицию по отношению к банковскому и транзитному сектору премьер Кришьянис Кариньш обозначил на дебатах в Сейме 11 марта. Он заявил, что стране нужно не укреплять транзит и экспорт финансовых услуг, а развивать "умную реиндустриализацию".