РИГА, 9 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. Несколько лет назад мы рассказывали о страшной тайне Балтийского моря и о деятельности экологической организации Латвийский зеленый крест (позже перерегистрированной в "Зеленый мост") во главе с Артуром Плотниексом. И вот возникла необходимость продолжить тему.
Во-первых, уже истек срок, когда должны снять гриф секретности с информации о том, где точно и что именно было затоплено странами Антигитлеровской коалиции на Балтике после Второй мировой. А во-вторых, сейчас СМИ почти всех европейских стран рассказывают о том, как государства, не участвующие в строительстве газопровода "Северный поток - 2", мешают России и странам, связанным общими договоренностями, нормально выполнять работу.
И здесь возникает вопрос - насколько такие атаки на газопровод могут быть опасны для экологии Балтийского моря? А если дело дойдет до диверсии и газопровод разорвут, спровоцировав срабатывание химического оружия на дне Балтики? Случайно или нет, но все диверсии как раз происходят в тех "квадратах" Балтики, где химоружия на дне покоится особенно много, например, возле острова Борнхольм.
С этими и другими вопросами корреспондент Sputnik Латвия обратился к руководителю экологической организации "Зеленый мост" Артуру Плотниексу.
По его мнению, все провокационные атаки на строителей газопровода делаются на сто процентов с политическими (читай экономическими) целями. И вопросы экологии служат лишь разменной монетой в политических играх. Достаточно задуматься о том, почему в "нулевых" некоторые страны по берегам Балтики вообще вспомнили о химическом оружии на его дне? Ответ очевиден - ответственные лица прибалтийских стран вспомнили о нем лишь тогда, когда стало ясно, что в эти страны никак не зайдут ветки газопровода.
"Перед этим более десяти лет наша организация обращалась к руководителям республик с предложением открыть службу постоянного мониторинга, чтобы следить за тем, как меняется качество воды и насколько отравлен грунт в тех "квадратах", где химического оружия покоится особенно много. Хотя известно, что много химического оружия на Балтике было затоплено россыпью: его просто сбрасывали за борт с судов (не доходя до запланированных "квадратов"), например, во время штормов. Так вот, мы вместе с журналистами много раз обращались и к тогдашнему президенту Латвии, к прибалтийским министрам обороны, министрам охраны среды, а также к руководителям вооруженных сил, однако никто о проблеме химического оружия даже слышать не хотел. Зато все словно очнулись, когда стало ясно, что газопровод из России не зайдет, например, в Латвию. И все хором загомонили о химоружии, надеясь, что это может как-то затруднить для России реализацию проекта "Северный поток -2"", - сообщил Плотниекс.
Но, отмечает Плотниекс, в 2017 году истек срок грифа секретности, когда западные страны, участвовавшие в затоплении химоружия, должны были раскрыть информацию о том, в каких именно "квадратах" его затопили и что конкретно лежит на дне.
Это в первую очередь западные страны – участницы Антигитлеровской коалиции, топившие на Балтике химоружие, например, США, поясняет Плотниекс. Однако, по его словам, информация от западных стран до сих пор остается закрытой В свою очередь, Россия информацию со своей стороны давно уже раскрыла, подчеркивает Плотниекс.
При этом он указывает, что HELCOM - Хельсинкская комиссия по защите морской среды Балтики (Baltic Marine Environment Protection Commission, The Helsinki Commission, HELCOM) вообще молчит, словно воды морской в рот набрала – будто нет никаких проблем и вопросов. Даже проект "Грета Тунберг" не подавал и не подает голос, если речь идет об экологии Балтики (о химоружии на его дне), что весьма странно.
"Да, для тех, кто задумал диверсии можно отдельно сказать, что если во время упомянутых диверсий прорвут газопровод и даже потопят одно из судов, с которого осуществляется строительство, то в этом ничего хорошего, разумеется, нет. Но при этот стоит учесть, что страшного экологического бедствия не произойдет. И не думаю, что из-за такой вот активности на поверхности может случиться выброс боевых отравляющих веществ из химического оружия, которое лежит на дне моря", - подчеркивает Плотниекс.