РИГА, 18 мар — Sputnik. Химическое и обычное оружие, лежащее на дне Балтийского моря, - это вопрос, требующий срочного решения, заявили евродепутаты в письме Еврокомиссии.
Инициатором письма стала евродепутат от Польши Анна Фотыга, министр иностранных дел Польши в 2006—2007 годах.
"Вы выражаем свою глубокую обеспокоенность в связи с угрозой, которую до сих пор создает химическое и обычное оружие, затопленное в Балтийском море в период Второй мировой войны", — говорится в письме, которое подписали евродепутаты, в том числе Андрис Америкс, Инесе Вайдере и Даце Мелбарде от Латвии, бывший глава эстонского МИД Свен Миксер, а также четверо евродепутатов от Литвы.
В письме отмечается, что учреждениям стран ЕС следует разработать план того, как поднять опасное оружие с морского дна Балтийского моря.
Союзники после окончания Второй мировой войны затопили у берегов Германии и Скандинавии несколько сот тонн снарядов, гранат, мин и химического оружия, которые производились в нацистской Германии, говорится в статье. Постепенно металлические оболочки этих средств поражения разъедаются, и их ядовитое канцерогенное содержимое попадает в воды Балтийского моря, отравляет морских обитателей и вымывается на пляжи.
Все последующие после войны десятилетия рыбаки разных прибрежных стран периодически вылавливали как целые химические боеприпасы, так и сгустки вязких или твердых отравляющих веществ и пустые оболочки. Отмечены случаи тяжелых отравлений рыбаков, работавших с тралами и уловами, но, насколько известно, смертельных случаев из-за употребления в пищу выловленной на Балтике рыбы не было.
Скопление взрывчатых веществ угрожает торговому флоту, прибрежным ветряным электростанциям и подводным линиям связи, которые закладываются в одной из самых активных экономических зон Европы.
Кроме того, ранее польские экологи сообщали о другой экологической проблеме Балтики – угрозе утечки нефтепродуктов с затонувших судов. К примеру, на дне Гданьского залива с 1945 года лежит потопленный советским самолетом немецкий танкер "Франкен", на борту которого может оказаться до полутора миллионов литров топлива, некоторое количество которого уже успело вылиться в воды залива.
В случае, если стальной корпус судна окончательно источится из-за коррозии, возможно загрязнение пляжей от города Пески до Хельской косы, что нанесет вред не только флоре и фауне, но и туризму.