РИГА, 12 сен — Sputnik. Отравление Балтики химическим оружием, затопленным в море после Второй мировой войны, крайне маловероятно, пишет Sputnik Эстония.
Во время исследования вод и дна моря в районе затопления судов с химическим оружием в проливе Скагеррак летом 2017 года российская экспедиция, в которую были приглашены и шведские ученые, обнаружила в печени и мышечной ткани выловленной сайды повышенное для этого региона моря содержание мышьяка.
Действительно, в районе работ экспедиции, как и во многих других районах Скагеррака и Балтийского моря, в донных отложениях присутствует мышьяк, поясняют эксперты. Практически везде в больших или меньших количествах, но в концентрации, неопасной для здоровья человека. Однако этот химический элемент имеет неприятное свойство накапливаться в организме при продолжительном потреблении.
Опасное наследство Второй мировой войны
На дне пролива Скагеррак и Балтийского моря находится химическое оружие, захваченное в арсеналах побежденной нацистской Германии. Союзники стремились как можно быстрее избавиться от боевых химикатов и самым простым способом решения проблемы сочли затопление его в морях.
Оружие из английской и американской зон оккупации – около 150 тысяч тонн – отправилось на дно в проливе Скагеррак прямо вместе с судами. В Балтийском море захоронено оружие из советской зоны оккупации в количестве около 32-35 тысяч тонн.
Районы затопления обозначены на морских картах, и все они остаются объектами специального мониторинга. Последнее десятилетие исследования ведутся преимущественно в рамках международной кооперации стран Балтийского региона. Ученые принимают во внимание прежде всего то, что время и морская вода "съедают" металл затопленных бомб, снарядов и контейнеров с отравляющими веществами. Целостность боеприпасов нарушается, химикаты оказываются в воде.
Самые свежие расчеты скорости разгерметизации емкостей выполнили участники международной программы CHEMSEA. Судя по их выводам, разгерметизация должна была произойти, что подтверждает состояние отдельных единиц химического оружия, эпизодически попадающих в рыбацкие тралы.
Для паники нет оснований
В Скагерраке боеприпасы лежат штабелями в трюмах затопленных судов, что исключает их попадание в рыбацкие сети, но создает другую проблему — возможно единовременное разрушение боеприпасов в нижних слоях штабелей, оседающих под собственным весом по мере потери прочности из-за коррозии.
Катастрофой это не грозит, но повышается концентрация отравляющих веществ (ОВ) в донных отложениях вблизи источников, соответственно, возрастает вероятность попадания токсинов в ткани растений, птиц, рыб и морских животных.
"Исследования напоминают поиск черной кошки в темной комнате, — считает эксперт. — Пока не установлено, движутся ли ОВ по пищевым цепям обитателей моря и доходят ли этим путем до человека, как они могут повлиять на экосистему Балтики".
По словам Пака, исследования необходимо расширять, нужна идентификация всех обнаруженных на дне объектов, которые могут оказаться источниками химической угрозы, необходимо провести комплексную оценку потенциальной опасности захоронений.
Справка:
По данным, собранным комиссией по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкской комиссией), на дне Балтики до сих пор находится около 50 тысяч тонн боеприпасов. Из этого количества примерно 15% веса приходится на отравляющие вещества. Около 2 тысяч тонн вооружений затоплено в южной части Готландской впадины на широте Лиепаи, основное количество – около 32 тысяч тонн – в Борнхолмской впадине, в 30 км к востоку от острова Борнхольм.
Все последующие после войны десятилетия рыбаки разных прибрежных стран периодически вылавливали как целые химические боеприпасы, так и сгустки вязких или твердых ОВ и пустые оболочки. Отмечены случаи тяжелых отравлений рыбаков, работавших с тралами и уловами, но, насколько известно, смертельных случаев из-за употребления в пищу выловленной на Балтике рыбы не было.