Скорее всего, главной проблемой массовой вакцинации от коронавируса скоро станет не недостаток вакцин или медперсонала, а нехватка желающих привиться. И властям придется прибегнуть к мерам стимулирования и принуждения – иначе победить пандемию не удастся, пишет Александр Гильман на Baltnews.
На пасхальные праздники в Латвии началась так называемая массовая вакцинация против коронавируса. Поступили относительно крупные партии вакцин, открыты специализированные залы вакцинации, объявлено о расширении групп людей, которых пригласят на прививку.
Трудно сказать, насколько гладко все пойдет. Любой процесс в начальной стадии ждут организационные неувязки. Но очевидно, что рано или поздно эти сложности будут преодолены, и мы столкнемся с проблемой, когда дело затормозится из-за недостатка желающих привиться.
Центр вакцинации открылся в Гастрономическом павильоне Центрального рынка в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Сегодня власти гарантируют, что прививки – дело добровольное, никого насильно тащить не будут. Думаю, что от этих гарантий придется отказаться.
У меня (автор Александр Гильман – прим. Baltnews) нет инсайдерской информации о тайном заговоре в верхах. Вполне возможно, что там искренне надеются на отзывчивость и здравый смысл населения. Просто логика развития событий говорит о том, что без принуждения обойтись вряд ли удастся.
Мы живем в капиталистическом обществе, где многие проблемы решает рынок. Человеку что-то нужно – он идет и покупает это. То, что нужно многим людям, продавать выгодно. Поэтому властям не приходится задумываться о том, например, как накормить народ. Проблема решается сама собой, надо только помочь деньгами тем немногим, у кого их нет даже на еду.
Однако во время суровых испытаний, таких как пандемия, подобный подход не срабатывает. Надежно защитить людей способна только массовая вакцинация. Вакцин на всех не хватает, если их продавать на свободном рынке, то цена станет заоблачной, вакцинация поэтому массовой не будет, люди продолжат заражаться и умирать.
Поэтому приходится прибегать к социалистическим методам распределения. Это мировая практика – даже в такой принципиально рыночной стране, как США, невозможно сделать прививку тому, кто не попал в приоритетную группу. И никакие миллионы не позволят обойти очередь.
Многие из нас ностальгируют по социалистическим временам. Другим ненавистно воспоминание о них. Но в деле противодействия пандемии выбора нет – приходится жить при социализме. До тех пор, пока лечение и вакцинирование бесплатно, это всем нравится. Но надо понимать, что у социализма есть и не столь приятные стороны.
Пункт вакцинации от COVID-19 в Риге
Начнем с выбора вакцин. Сегодня в Латвии реально есть три: американские Moderna и Pfizer и британская AstraZeneca. Выбирать ту или иную запрещено.
Не хочу потакать "ковид-диссидентам": очевидно, что все зарегистрированные вакцины резко снижают вероятность болезни и смерти. Великобритания привила AstraZeneca большую часть взрослого населения страны. Эффект налицо: заболеваемость и особенно смертность в стране резко снизились. Отменяются ограничительные меры, люди вздохнули свободно.
Что важно: в Великобритании почти не было конкуренции разных вакцин. Это очень характерно для любых социалистических мер: бери то, что дают, и не вякай.
А вот в странах Евросоюза конкуренция есть. И очевидно, что AstraZeneca ее проигрывает. Американские вакцины пациенты переносят менее болезненно, после них меньше осложнений. Некоторое число привитых умирают – пусть это считаные люди на миллионы вакцинированных, но все равно страшно. После AstraZeneca таких трагических случаев больше, чем после американских вакцин. Ее даже переименовали – такой языческий способ борьбы с плохой репутацией.
В результате часть стран Европы от AstraZeneca отказалась. Другие ввели ограничения по возрасту для прививок этой вакциной. Латвия, к сожалению, такого себе позволить не может: изначально ставка делалась именно на английскую вакцину. Решение было принято до того, как можно было сравнить, и ориентировались на те критерии, которые потребителя не интересуют: цену и условия хранения. Ошиблись – бывает. Можно громко ругаться и увольнять виновных, но принципиально ситуацию изменить нельзя.
И вот теперь, когда людей будут приглашать вакцинироваться, многие спросят: а чем меня привьют? Если узнают, что AstraZeneca, то сошлются на плохое самочувствие и будут ждать более надежную вакцину. Думаю, что такой эффект проявится очень быстро – через несколько недель массовой вакцинации.
Разумеется, не все будут смиренно ждать – начнутся поиски каких-то обходных путей, чтобы попасть туда, где прививают американскими вакцинами. Коррупцию тоже никто не отменял... И властям, чтобы не допустить падения темпов, придется вводить дополнительные правила: такие-то группы населения прививать AstraZeneca, такие-то – американскими вакцинами. Потому что запрет на выбор вакцины рухнет перед жизненными реалиями.
Есть еще и фактор российского "Спутника V". Пока эта вакцина еще не применялась массово в конкурентной обстановке. Поэтому мы не можем сказать, лучше она или хуже, чем американские аналоги. Но много людей в Латвии ждут "Спутник V" и других вакцин не хотят.
Разумеется, это огромное свинство, что европейские и национальные власти тормозят из политических соображений применение "Спутника V". Но рано или поздно от такой стратегии придется отказаться, если мы стремимся к массовой вакцинации.
На самом деле разница между качеством вакцин, вероятно, минимальна. Конечно, мы пока ничего не знаем об их долгосрочном эффекте – он может равновероятно оказаться очень плохим у любой. Но к сегодняшней цели – сбить волну болезни и тяжесть ее протекания при пренебрежимо малых немедленных негативных процессах – ведут все.
Тут можно привести такую аналогию. Вам надо быстро переехать в точку, которая находится на расстоянии в сто километров. Можно идти пешком, можно ехать на "Запорожце", можно на "Мерседесе". Понятно, что разница между "Запорожцем" и "Мерседесом" очень мала, если альтернатива – пешее передвижение. Но практически невозможно всучить ни один "Запорожец", если есть доступные "Мерседесы".
Это разница между американскими вакцинами и AstraZeneca – при наличии конкуренции работают принципы капитализма. Чтобы втюхать народу препарат AstraZeneca, нужны какие-то административные социалистические решения, и они будут приняты.
Но что-то надо делать и с упрямцами, которые ехать не хотят: пешком они не дойдут, просто пока этого не понимают. Поэтому придется им предоставить пароход или самолет ("Спутник V"). Так при социализме скрепя сердце шли на покупку за валюту импортной обуви, хотя в принципе можно было одеть население и в отечественные кирзовые сапоги...
А что дальше – когда и AstraZeneca будет навязана тем, кто ею пользоваться не хочет, и "Спутник V" закуплен для его фанатов, а значительная часть населения окажется непривитой? Возможно, будут введены привилегии для привитых. А если пряник не сработает, то включат кнут: вакцинацию придется сделать более или менее обязательной.
В этом ничего нового нет. Ребенка не примут в детский сад без необходимых прививок. Работодатель не пошлет сотрудника в Африку, если он не вакцинирован от тропических болезней. Вообще в очень многих профессиях есть медицинские требования допуска. Я всю жизнь проработал на железной дороге, ежегодно проходя медкомиссию. Немало моих коллег осталось без любимой профессии по медицинским показателям – а что делать? Мы же не хотим, чтобы поезд вел полуслепой машинист?
Требование добровольности вакцинации возведено в обществе в абсолют, и это абсурдно. Сколько жертв коронавируса было заражено медперсоналом в больницах, куда они попали из-за другой болезни? Сколько медиков сидело в самый пик пандемии на больничном, когда было некому лечить людей?
Сегодня проблема массовой заболеваемости медиков благодаря вакцинации решена. И скоро встанет вопрос – а что делать с теми из них, кто отказывается прививаться? Судьба фельдшера Марины из Гайльэзерса подсказывает решение: их придется уволить. Потому что демонстративное пренебрежение достижениями современной медицины, единодушно считающей вакцинацию единственным способом противостояния пандемии, свидетельствует о профессиональной несостоятельности. Непривитый врач опасен для больного, его в больнице быть не должно. Рано или поздно такое решение будет принято.
Еще абсурднее ситуация в домах престарелых. Часть их обитателей прививать опасно: они слишком слабы для этого. Заразиться они могут почти исключительно от сотрудников. И сегодня работница пищеблока должна предъявить медицинскую книжку, показать, что у нее нет кишечной инфекции. То есть закон защищает пациента пансионата от расстройства желудка, но не от коронавируса. А мы знаем, насколько распространена и губительна болезнь в этих заведениях.
Так что прививки останутся формально добровольными – но избежать их смогут только те, кто сидит безвылазно дома и не опасен окружающим.
Не хочется быть мрачным пророком. Вполне возможно, что массовая вакцинация пройдет успешно, сознательное население охотно сделает прививку. Но куда более вероятно, что процесс будет проходить добровольно-принудительно, как это принято при социализме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.