Латвия потеряла большой кусок "транзитного пирога": в Рижском порту знают, что делать

Член правления Рижского порта Каспарс Озолиньш дал рецепт: как латвийскому сектору транзита надо работать, чтобы продолжать на этом зарабатывать
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 17 фев — Sputnik. Ситуация с транзитом грузов в Латвии ухудшилась, и виновата не пандемия. Если Латвия еще хочет сохранить этот "кусок пирога", нужно проводить долгосрочную работу по выстраиванию контактов с потенциальными партнерами, рассказывать о преимуществах этого транзитного коридора. Работать здесь нужно не каким-то предприятиям по отдельности, а сообща – и стивидорам, и Минсообщения, МИД, Минэкономики, и даже президенту, заявил член правления Рижского порта Каспарс Озолиньш в интервью Diena.

Объем перевозки транзитных грузов по железной дороге и перевалка в портах Латвии снизилась, и эта тенденция наметилась еще до пандемии коронавируса, сказал Озолиньш. По словам Озолиньша, транспортный сектор в свое время составлял 19% ВВП, но сейчас это не так, и Латвия потеряла "большую часть пирога".

Он отметил, что Латвия традиционно была лидером в Прибалтике по объему перевалки, но текущие показатели свидетельствуют, что ситуация сложная и необходимы перемены.

Внутренние перевозки

Представитель порта отметил, что в прошлом году отмечался рост внутренних грузовых перевозок – на 18%, однако в абсолютных цифрах это не очень много, и радоваться здесь пока нечему. Озолиньш считает, что здесь есть еще над чем работать – например, можно ввести отдельное регулирования для такого вида перевозок, это касается как тарифного, так и операционного аспектов. В качестве положительного он отметил тот факт, что объединение фермеров приобретает свой терминал в порту. Со временем можно будет оценить, эффективно ли это для обеспечения выгодной и контролируемой транспортировки, обработки и сбыта продукции.

Озолиньш констатировал: в портах становится все больше сельскохозяйственных и лесных грузов. По его мнению, внутренние перевозки этой продукции могут помочь Латвийской железной дороге в какой-то мере компенсировать убытки, понесенные в результате сокращения объемов транзита международных грузов.

Постоянно напоминать о себе

Озольньш считает, что Латвии для того, чтобы ее транзитный коридор использовали грузоотправители, нужно постоянно работать на международной арене, заявлять о себе. Наличие грузов - это вопрос не только отдельных портов или LDz - это вопрос стратегического видения и действий всей страны, подчеркнул он.

Будет даже лучше: латвийский порт знает, чем заместить российский уголь

Представитель порта уверен – чтобы добиться успеха, все вовлеченные в сектор транспорта и транзита предприятия и государственные учреждения должны работать в синергии. Нужно постоянно распространять информацию о том, какая в Латвии инфраструктура, каковы ее преимущества, какие имеются возможности. Также систематически должна развиваться синергия со странами-партнерами, независимо от того, Россия это или какая-то из стран Азии, или Южной Америки, или Швеция. Кто-то должен об этом заботиться, и это – не задача какой-то одной компании, повторил Озолиньш. В пример он привел поездки президента Раймондса Вейониса, премьер-министра Мариса Кучинскиса в Китай с целью развития экономического сотрудничества между странами.

Также он рассказал о некоторых нюансах работы с разными странами, которые следует учитывать. Например, в азиатских странах обсуждение сотрудничества и проектов между компаниями, как правило, начинается только после того, как проведут переговоры высшие должностные лица. Поэтому важно, чтобы отрасль работала в связке с госсектором и Минсообщения Латвии, МИД и Минэкономики. Они должны активно участвовать в диалоге – так исторически было и должно быть в дальнейшем, уверен Озолиньш.

"Если кто-то думает, что нас – я имею в виду Латвию в целом, а не LDz или какой-то порт – в мире хорошо знают и всегда имеют в виду как потенциального партнера по международному сотрудничеству, то он глубоко заблуждается", - сказал Озолиньш.

Он отметил, что даже такая крупная и экономически развитая страна, как Германия, все время должна себя рекламировать.

"Я разговаривал с менеджерами крупнейших портов Германии, и они сказали, что их работа до пандемии состояла в основном из деловых поездок, потому что, хотя Германию все знают, портам и отраслевым предприятиям все равно нужно постоянно напоминать о себе и рассказывать о том, что они могут предложить партнерам", - сказал Озолиньш.

Точно так же и Латвия должна постоянно рассказывать, что у нее есть лучшее, объяснять, почему ее коридор эффективный, безопасный и дешевый. Также нужно найти оптимальные форматы сотрудничества с каждый страной-партнером. Все это – условия, которые Латвии нужно выполнить, если она, конечно, хочет продолжать зарабатывать на транзите, сказал Озолиньш.

Рига отбирает зерно у Лиепаи: геополитика обострила конкуренцию между портами Латвии

Сотрудничество нужно постоянно развивать. Это не как в ресторане, где тебя обслуживают после того, как ты выразил свое желание. Латвии нужно самой быть активной, сюда можно включить и вопрос о правильной подаче информации о транзитной отрасли и работающих в этом секторе предприятиях в СМИ, сказал Озолиньш.

Негатив в прессе не нужен

Представитель порта пояснил, что зарубежные партнеры, в том числе из Китая, за транзитом контейнеров из которого Латвия охотится уже не первый год, следят за информацией в латвийских СМИ. Озолиньш отметил, что чем чаще медиа будут говорить на темы, интересные зарубежным партнерам, тем лучше.

При этом на решение о сотрудничестве может повлиять негативная информация в прессе о компаниях или их руководителях – негатив может отправить грузоотправителей к прямым конкурентам, заявил Озолиньш.

"Чем больше мы здесь, в Латвии, критикуем, тем больше внимания уделяется этой критике в других частях света, может сложиться впечатление, что мы с собственными задачами не справляемся, и страны-партнеры могут сделать вывод, что с Латвией сотрудничать опасно, и никто не захочет рисковать своими грузами и репутацией", - пояснил Озолиньш.

В частности, речь зашла о недавнем штрафе "дочке" Латвийской железной дороги, который назначил Совет по конкуренции. Озолиньш не стал судить это решение, однако заметил, что репутации латвийскому сектору транзита на международной арене он точно не идет в плюс.

Также представитель порта отметил частую смену менеджеров в LDz. Каждому новому человеку требуется время, чтобы войти в курс дела, "акклиматизироваться", уладить основные организационные и технические дела.

Металлоломом штраф не выплатишь: дела у Латвийской железной дороги все хуже

"В последние годы в LDz и не только в этой компании кадры менялись очень быстро, но необходимо понять, что для формирования устойчивого международного сотрудничества это не на пользу", - подчеркнул Озолиньш.

Озолиньш считает, что именно Латвийская железная дорога является тем предприятием, которое может координировать сотрудничество в транспортном и транзитном секторах, особенно когда речь идет о массовых грузах. Именно LDz могла бы выстраивать сотрудничество с крупными клиентами, а уж внутри страны потом можно самим решить – в какой порт LDz может направить груз – в соответствии с логикой бизнес-предложения и стратегией развития транспортного сектора страны.

"Если Латвия хочет сотрудничать с одной из крупных азиатских стран, то нужно понимать, что там мыслят совершенно в других масштабах. Латвия для них – лишь маленькая точка на карте. Поэтому очень важно, чтобы, во-первых, наша страна была хорошо известна на международном уровне, во-вторых, чтобы она имела положительную репутацию, в-третьих, мы должны понимать, что в век технологий визитной карточкой страны является еще и та информация, которую можно найти в интернете", - сказал Озолиньш.