Металлоломом штраф не выплатишь: дела у Латвийской железной дороги все хуже

© Sputnik / Sergey MelkonovЖелезнодорожные пути, занесенные снегом
Железнодорожные пути, занесенные снегом - Sputnik Латвия, 1920, 04.02.2021
Подписаться
LDz Cargo может ожидать новых исков после решения Совета по конкуренции - частные перевозчики хотят компенсации убытков

РИГА, 4 фев — Sputnik. Частный железнодорожный перевозчик Baltijas Ekspresis, пожаловавшийся LDz Cargo в Совет по конкуренции и выигравший дело, теперь хочет денег. Нужно выяснить, какие убытки из-за политики LDz Cargo причинены остальным участникам рынка, и решить, каким образом они будут компенсированы, заявил BNN заместитель председателя совета Baltijas Ekspresis Айварс Гобиньш.

Совет по конкуренции принял решение оштрафовать LDz Cargo на 5,7 миллиона евро, констатировав, что компания недобросовестно использовала доминирующее положение на рынке грузовых перевозок и создавала помехи конкурентам.

Как пояснил Совет, выявлено применение разных тарифов для своих клиентов и клиентов других перевозчиков, также на всей территории Латвии необоснованно начислялась плата за простой порожняка, принадлежащего частникам, на путях общего пользования.

Железнодорожная станция - Sputnik Латвия, 1920, 02.02.2021
LDz Cargo оштрафовали на 5,7 млн евро за узурпацию перевозок в приграничье

Для обеспечения международных грузоперевозок в Россию и Беларусь и обратно нужно пересечь пограничные станции Карсава, Зилупе или Индра, однако станции, на которых происходят фактические операции по приемке и сдаче международных грузов, находятся в 50-90 километрах от границы — в Резекне и Даугавпилсе.

Исторически железнодорожные грузоперевозки от пограничных станций до пунктов приемки-сдачи грузов в Резекне и Даугавпилсе обеспечивала Latvijas dzelzceļš (это вопрос лицензий, которые нужно получать в Латвии и в странах СНГ), но после реорганизации эта функция была передана LDz Cargo. В результате клиентам, желающим отправить или получить грузы через Латвию, приходилось неизбежно прибегать к услугам LDz Cargo в приграничье, и благодаря своему доминирующему положению компания устанавливала плату так, как ей было угодно, указал Совет по конкуренции.

Кроме того, для своих клиентов, использующих услуги LDz Cargo не только в приграничной зоне, но и на протяжении всего маршрута, компания давала скидки и другие льготы, тогда как клиенты других перевозчиков получали в приграничье стандартные тарифы.

Разобранная железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 25.01.2021
Рельсы, стрелки и колеса: Латвийская железная дорога объявила новый аукцион

"В результате этой деятельности клиентам LDz cargo было выгоднее выбирать ее и на весь остальной маршрут. Вместе с тем было затруднено появление на рынке новых предприятий, не развивалась конкуренция, не развивался и весь рынок", - пояснил председатель Совета по конкуренции Юрис Гайкис.

В довершение всего, когда клиент желал отказаться от услуг LDz Cargo в пользу конкурентов, предприятие прекращало действие ранее заключенного на более выгодных условиях соглашения и начинало применять за перевозки в приграничной зоне стандартный тариф. Это повышало расходы клиентов на протяжении всего маршрута.

LDz с выводами Совета не согласна и намерена оспорить штраф в Административном окружном суде. Компания и без того находится в сложном финансовом положении, в 2019 году убытки концерна составили 9,328 миллиона евро. За девять месяцев 2020 года прибыль была равно нулю, но это с учетом того, что министерство сообщения выделило Latvijas dzelzceļš 27,236 миллиона евро. Кроме того, кабмин решил увеличить основной капитал компании на 32,422 миллиона евро. Компания пытается реорганизовать деятельность, продает непрофильное и устаревшее имущество и сокращает сотрудников.

Посчитайте убытки

Baltijas Ekspresis, по заявлению которой Совет по конкуренции оценивал деятельность LDz Cargo и Latvijas dzelzceļš, теперь рассчитывает на компенсацию убытков, понесенных из-за политики LDz Cargo. Cледовало бы выяснить и то, какие убытки за эти годы из-за сознательно реализуемой LDz Cargo политики железнодорожных грузоперевозок причинены остальным участникам рынка, и решить, каким образом они будут компенсированы, сказал заместитель председателя совета Baltijas Ekspresis Айварс Гобиньш.

Он добавил, что нежелание LDz обеспечивать одинаковые условия конкуренции всем железнодорожным грузоперевозчикам, монополизация приграничных участков в интересах своего дочернего предприятия LDz Cargo и непродуманная политика повышения тарифов не только привели к значительному спаду перевозок по железной дороге транзитных грузов, но и снизили конкурентоспособность латвийской транзитной отрасли в целом.

"Злоупотребление доминирующим положением для ограничения конкурентоспособности остальных участников рынка абсолютно недопустимо в демократическом государстве. Это запрещают правовые акты Евросоюза и латвийские законы", - говорит Гобиньш.

"Решение СК заставляет задуматься о том, есть ли смысл и дальше сохранять управление железнодорожной инфраструктурой и грузоперевозками "под одной крышей", - заявил председатель правления Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Лента новостей
0