РИГА, 25 янв — Sputnik. В прошедшем коронавирусном году латвийцы смогли объединить надежду на нормальную жизнь в скором будущем с решением купить дополнительную площадь для удаленной работы и самоизоляции, пишет Neatkarīgā.
Цены на жилье в Латвии в 2020 году выросли, несмотря на пандемию и ограничение притока иностранцев, но в полном соответствии с дополнительной эмиссией евро, связанной с той же пандемией. Если точнее, на протяжении всего года повышались цены на новостройки, а вот квартиры в советских домах сначала немного подешевели, но к концу года снова стали дорожать. Так что агентства недвижимости, чей доход составляет процент от стоимости сделки, начали 2021 год на мажорной ноте.
От их внимания ускользают те латвийцы – а их большинство, - которые в прошлом году не заключили никаких сделок с недвижимостью. Большинство от этого большинства не улучшили свои жилищные условия, потому что у них нет денег на покупку нового жилья и дальнейшее его содержание. Скорее всего, их впечатления от 2020 года сильно отличаются от воспоминаний тех, кто купил или продал квартиру, а также тех, кто помогал заключить такую сделку в качестве маклера или госчиновника.
Для самоизоляции нужен дворец
Минувший год вернул ту форму неравенства, которая была в Европе пятьдесят и более лет назад. Официальная статистика при измерении этого неравенства бессильна, но различия в жилищных условиях отлично его демонстрируют: в этот пандемический год люди, которые зачастую живут даже не в одноэтажном, а в двух-трехэтажном частном доме, запрещали выходить на улицу тем, кто живет в однокомнатной, двухкомнатной и даже трехкомнатной квартире.
Латвия совсем не выделяется на фоне европейских и других стран в том, что с наступлением пандемии создала самые плохие условия для большинства своих относительно бедных жителей. Большинство государств нарушили неписаное правило, что бедные люди могут сэкономить деньги, купив дешевое жилье, потому что находятся в нем сравнительно немного. Во-первых, все взрослые, в том числе и женщины, должны ходить на работу, а дети – в школу. Во-вторых, для всех европейцев открылись общие пространства с такими украшениями, которые раньше были только во дворцах господ. Элементы дворцов перенесли в здания вокзалов и гостиниц, государственных учреждений, театров, клубов, ресторанов и так далее.
До середины прошлого года было совсем несложно находиться в общественных местах и транспорте больше, чем дома. Но за несколько месяцев всю эту систему разрушили без объяснений, что придет на ее место. Поэтому люди по умолчанию допускают, что на место нынешних запретов и ограничений придет та же жизнь, которая была год назад. Но никто этого обещать не может. Люди хотят надеяться на лучшее, но рассчитывают, что, если ограничения продолжатся, многое можно будет решить с помощью приобретения дополнительной площади для удаленной работы и самоизоляции.
"В конце 2020 года люди верили, что вкладывать деньги в недвижимость – это правильно и что цены на недвижимость правильные", - заверил председатель правления агентства недвижимости Latio Эдгарс Шинс.
"Рынок недвижимости остался недвижим в хорошем смысле", - считает представитель агентства Ober Haus Андис Бириньш.
Он добавил, что те, кто ждали падения цен, чтобы что-то прикупить, ничего не дождались.
"На первый взгляд кажется странным, что на рынке недвижимости есть деньги", - признал член правления Arco Real Estate Марис Лаукалейс.
Он отметил, что в сделки с недвижимостью в каждый отдельный момент вовлекается очень маленькая часть латвийцев.
"И деньги на рынке недвижимости есть, потому что деньги есть у этих людей, а не у всех", - объясняет он.
Неравенство с чуть меньшей амплитудой проявляется в различии между динамикой цен на квартиры в новых проектах стоимостью более 1800 евро за квадратный метр и на квартиры в советских домах за примерно 1000 евро за квадратный метр. Возможно, спрос на квартиры в новых проектах поддерживают люди, которые имеют доступ к потоку дополнительно выпущенных евро. Этот поток направлен на самых богатых жителей самых богатых стран еврозоны. Не в качестве физических лиц, а в качестве владельцев фирм или управляющих муниципальными средствами они выпускают долговые обязательства, под которые Европейский центральный банк уже выпустил триллионы (не миллиарды, а триллионы) евро, которые, скорее всего, никогда не попросит назад.
В Латвии право на эти деньги получило только государство, чей бюджет действительно обеспечивает хорошую жизнь и улучшение жилищных условий тысячам чиновников. Правда, еще в Латвии есть несколько расторопных людей, которые умеют помогать богатым западноевропейцам потратить свалившиеся на них с неба евро, выпущенные под лозунгом борьбы с пандемией.
Государство дает деньги и задания
Государственное участие в рынке жилья в 2020 году проявлялось как минимум в шести формах.
Во-первых, государственное агентство развития Altum продолжило обеспечивать поручительство по ипотечным кредитам, без которого банки денег не выдают. В ноябре 2020 года Altum заявил, что за пять лет таким образом помог получить ипотеку 14 500 семьям.
Во-вторых, тот же Altum обслуживает финансирование проекта утепления жилых домов. К концу 2020 года было уже 988 таких проектов общей стоимостью 420 миллионов евро, половину из которых готова оплатить Латвия за счет средств Европейского фонда регионального развития. Деньги надо освоить до 2023 года.
В-третьих, в 2020 году продолжились попытки выяснить фактический срок службы советских "панелек", 60-летний срок эксплуатации которых, установленный юридически, если еще не закончился, то близок к этому. В начале 2020 года министерство экономики обнародовало оценку многоквартирных домов 464-й серии, которая свидетельствует о том, что дома, построенные в 1964 году, еще не разваливаются. В середине года министерство заказало исследование зданий серии 467 А, которые тоже, скорее всего, объявят достаточно крепкими. Выводы основываются на обследовании десяти домов каждой серии.
В-четвертых, продолжился обмен мнениями между министерством экономики и другими учреждениями о том, как было бы хорошо вложиться в строительства новых домов под аренду, чтобы помочь переселить часть латвийцев туда, где нужно развивать производство, или оттуда, где его нужно ликвидировать. Эти разговоры продолжаются без денег и без политической воли принимать какие-то решения.
В-пятых, повышены требования к энергоэффективности новых домов.
В-шестых, молчанием было подтверждено, что Латвии не следует торговать разрешениями на пребывание в Шенгенской зоне под прикрытием рынка недвижимости.
Специалисты строительной, жилищной и налоговой сферы наверняка могли бы выделить и другие формы государственного участия в рынке недвижимости.
"Не время для иммигрантов": депутат Сейма предложил аннулировать визы и ВНЖ>>