"Удаленка" в Латвии: каждый пятый ученик – без компьютера

Скоро исполнится год, как латвийские школы перешли на удаленный или частично удаленный режим, но и сейчас примерно каждый пятый ученик не обеспечен необходимой техникой
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Союз самоуправлений Латвии провел опрос среди учеников и учителей в 562 школах страны – насколько обеспечены они техникой, необходимой для занятий на "удаленке". Опрос проводился уже в разгар осенней волны коронавируса – с 5 ноября по 11 декабря. Результаты не порадовали.

Советник по вопросам образования и науки Союза самоуправлений Латвии Инара Дундуре сообщила, что, согласно результатам опроса, 18% учащихся (36 347 человек) нуждаются в портативных компьютерах, еще 4% школьников (8140) необходимы планшетные компьютеры.

Шуплинска: первая партия компьютеров на этой неделе поступит в 12 самоуправлений Латвии

В общей сложности, чтобы покрыть все нужды школ в компьютерной технике, нужно 86 896 компьютеров. Чуть более 53 тысяч – это портативные компьютеры, 20,5 тысячи – планшеты, 12,5 тысячи – стационарные компьютеры. В настоящий момент еще 36,51% учителей (а это 9214 человек) требуется дополнительный портативный компьютер для работы, еще 6% - планшет. Школам нужно 11 786 планшетов и 8186 портативных компьютеров. Еще 9468 стационарных компьютеров нуждаются в замене и обновлении, а 3120 – необходимо списать и купить новые.

Самыми "бедными" являются школы в сельских районах страны, где без ноутбуков остаются 23,23% школьников с 1-го по 6-й класс (5223 ребенка), а планшеты дополнительно требуются еще 11,35% учащихся младших классов. В Риге в этой возрастной группе ситуация лучше, но не сильно: портативные компьютеры необходимы 14,81% учащихся, а планшеты – 1423 детям.

В группе 7-12-х классов портативные компьютеры требуются 24,23% учеников сельских школ, 19,88% - в городских школах, 15,22% – в республиканских городах и 16,18% - в Риге. Портативные компьютеры, необходимые для обучения, отсутствуют у 34,15% педагогов в сельских районах, у 34,87% - в Риге, у 40,83% - в республиканских городах, у 38,04% педагогов в региональных городах.

Плюс к этому – невозможность во многих сельских районах подключиться к интернету. 176 школ в стране не могут обеспечить прямые трансляции во время уроков из-за медленного интернета. Но здесь, как заявил президент Союза самоуправлений Гинтс Каминскис, ведутся переговоры с министерством сообщения о том, чтобы увеличить интернет-покрытие при поддержке государства.

Реальная сегрегация: бедные семьи в Латвии не могут позволить себе "удаленку"

К чему все это ведет? По словам Инары Дундуре, из-за нехватки техники в период удаленного обучения эмоционально выгорают не только педагоги, но и школьники. "Часть детей в процессе удаленного обучения сталкиваются с серьезными психологическими проблемами и замыкаются в себе, – поскольку не могут участвовать в процессе обучения наряду со своими одноклассниками", – сказала она.

С точки зрения школ, нынешнее технологическое обеспечение не позволяет гарантировать доступность качественного образования в стране, также невозможно обеспечить на должном уровне переход на новые стандарты компентентностного образования, активное введение которого должно было начаться уже в этом году.

Дундуре полагает, что приоритетом является обеспечением школьников (и учителей) компьютерной техникой в условиях вынужденной "удаленки". Причем начинать надо с детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Плинер: Шуплинска сняла с себя ответственность за образование детей

Советник президента страны по вопросам информационной и цифровой политики Иева Ильвес разделяет эту точку зрения: компьютер – не роскошь, а необходимое средство для обучения: "В настоящий момент вопрос технического обеспечения детей в школах – это не только вопрос, актуальный в период "ковид"-кризиса. Конечно, сейчас он наиболее острый и требующий приоритета в решениях. Но он столь же острый и с точки зрения долгосрочного общего развития страны", – сказала она.

Министр образования и науки Илга Шуплинска еще во время весеннего кризиса выступила с заявлениями в духе "обеспечение детей необходимой техникой – это проблемы родителей". Нынешние цифры, предоставленные Союзом самоуправлений, подтверждают: проблему обеспечения детей и педагогов техникой министерство "скинуло" на самоуправления, далее – на школы и, следовательно, на родителей. В результате дети из семей с низкими доходами остались вне учебного процесса – и весной, и сейчас. И счет тех, кто лишен гарантированного государством образования, идет по всей стране на тысячи.