РИГА, 2 дек — Sputnik, Андрей Солопенко. В связи с резким ростом числа заболевших коронавирусом правительство Латвии решилось продлить режим чрезвычайной ситуации и ввести более строгие ограничения. Правда, думается, что власти несколько запоздали с такими мерами, их нужно было вводить намного раньше, на что правительство, не пользующееся доверием народа, долго не могло решиться, а сейчас пытается всеми способами исправить положение, в которое само и загнало страну.
Опоздали на две недели
Каждую пятницу Центр профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) публикует данные о заболеваемости за две недели в странах Евросоюза, Европейской экономической зоны и Великобритании в расчете на 100 тысяч жителей. Согласно этим цифрам, еще в конце сентября в Латвии кумулятивный показатель не превышал 10, тогда как во многих других европейских странах он был значительно выше. Все это породило у многих правящих политиков веру, что Латвия может стать "историей успеха" по борьбе с коронавирусом, примером которой будут пользоваться и другие государства.
Однако начиная с октября уровень заболеваемости в Латвии стал резко увеличиваться, что продолжается и поныне. Так, 2 октября кумулятивный показатель составил 19,5, превысив допустимую норму в 16, так что Латвия перешла из "зеленой зоны" в "желтую". Через неделю он уже равнялся 40,4, а еще через неделю, 16 октября, составил 61,9, превысив отметку в 50, что перенесло Латвию в "красную" – опасную зону заболеваемости, несущую серьезный риск для здоровья населения.
На данном этапе уже следовало бить тревогу, но правительство не желало вводить строгие ограничения и промедлило еще две недели, когда заражение стало неконтролируемым. Лишь в пятницу, 6 ноября, когда кумулятивная заболеваемость достигла 164,6 на 100 тысяч жителей, кабмин все же ввел режим чрезвычайной ситуации, начавший действовать с понедельника, 9 ноября. Однако было уже поздно, за прошедший месяц число заболевших в Латвии не уменьшилось, а 27 ноября этот показатель составил 301,6. Тем самым режим ЧС никак не помог снизить рост заражений, и, видимо, пик заболеваемости еще не наступил.
Такие разные соседи
Интересно, что в соседней с Латвией Эстонии наблюдается похожая ситуация. Правда, в этой стране заболеваемость стала расти с конца августа, когда 14-дневный кумулятивный показатель вырос до 11,4. В конце сентября он был уже выше 35, а 2 октября составил 50,7 на сто тысяч жителей. Однако в течение октября он немного снизился, и все последующие месяцы уровень заболеваемости в Латвии был даже выше, чем в Эстонии. Хотя за последние две недели они почти сравнялись, и 27 ноября он составил 307.5.
В то же время в отличие от Латвии Эстония осенью не вводила чрезвычайное положение, хотя в четверг и решила начать обсуждение новых ограничений, так как рост заболеваемости за последний месяц очевиден. Но и сейчас о повторном введении чрезвычайного положения, как это было весной, речи пока не идет.
А Литве нынешней осенью не помогли даже всеобщий карантин и закрытие границ. Рост заболеваемости коронавирусом в этой стране не просто неконтролируемый, а по сравнению с другими странами Балтии – ужасающий.
Уже 21 августа двухнедельный кумулятивный показатель заболеваемости составил в Литве 12,8 на сто тысяч жителей. В начале сентября он был выше 15, а 25 сентября достиг значения 31,2. Но всего лишь через две недели после этого он превысил границу в 50, а еще через две недели, 23 октября, уже стал более ста. С этого момента заболеваемость в Литве начала стремительно расти, и введение карантина не способствовало ее снижению. По данным на 27 ноября, кумулятивный показатель составил 857, и перелома сложившейся ситуации, судя по всему, в ближайшее время не прогнозируется.
Балтийский оазис
Рост заболеваемости замечен и в Германии, он немного сгладился после объявленного в стране в начале ноября локдауна, но все равно остается высоким. Нынешний двухнедельный кумулятивный показатель в этой стране составил 307,5. Уже долгое время наблюдается критическая ситуация в Польше, где рост числа зараженных начался еще летом. Кроме этого, постоянно растет количество инфицированных в Швеции, тогда как в Дании положение хоть и несколько лучше, но тоже неблагоприятное.
А вот в еще одной стране, омываемой Балтийским морем, такого роста заболевших коронавирусом нет, да и вообще на фоне всех остальных государств ЕС она выглядит чуть ли не образцовой. Это Финляндия, где уровень заболеваемости является самым низким в Евросоюзе. Когда в августе в Литве и Эстонии кумулятивные показатели поднимались вверх, в Финляндии уровня выше десяти он достиг лишь 18 сентября. Через месяц, 16 октября, он был немного выше 50 и два месяца держался в этих значениях.
То есть весь октябрь и ноябрь, когда эпидемия неконтролируемо распространялась по всем странам Балтийского региона, в Финляндии 14-дневный кумулятивный показатель не превышал 60. Правда, в прошедшую пятницу, 27 ноября, он вырос до 83,5, но по сравнению с Латвией и Эстонией и тем более с Литвой и Польшей это значение можно считать вполне неплохим. Весной, когда количество заболевших коронавирусом в Европе резко пошло вверх, власти Финляндии также сумели не допустить масштабного заражения.
Доверие – залог успеха
Притом действия были самые простые – не ждать, когда коронавирус станет бесконтрольно распространяться, а действовать на опережение. Например, в стране в марте было введено чрезвычайное положение сроком на два месяца, несмотря на то, что уровень заболеваемости тогда был не особо высоким. Да и в середине октября, когда двухнедельный показатель только превысил 50, в некоторых регионах республики опять начали вводиться жесткие карантинные ограничения, что позволило предотвратить резкий скачок заболеваемости.
Поэтому все недавние заявления латвийских должностных лиц, того же министра обороны Артиса Пабрикса, о необходимости ввода жестких ограничений, не просто запоздали, но и выглядят по меньшей мере цинично. Интересно, где же был министр в октябре, когда статистика указывала на то, каким может быть исход? Обращение премьер-министра Кришьяниса Кариньша также говорит о том, что правительство до последнего тянуло с жесткими мерами, а сейчас, когда ситуация стала критичной, пытается оправдаться и что-то делать.
Действия латвийской правящей элиты связаны с тем, что уровень доверия к кабинету министров оставляет желать лучшего, и идти на радикальные меры – это значит опустить его еще ниже. Подобное отношение наблюдается в той же Литве и Эстонии, а в Финляндии все наоборот: с начала 2020 года замечен взрывной рост поддержки партии премьер-министра, что и позволило правительству этой страны действовать решительно. Печально, что в Латвии такого нет, но это и понятно, ведь для того, чтобы заслужить доверие народа, нужно работать постоянно, чего правящие политики делать не умеют и не хотят, а теперь пожинают плоды.