РИГА, 1 сен — Sputnik. Чтобы отказаться от импорта электричества из Беларуси, литовцам необходимо увеличить импорт из Эстонии, Латвии и Финляндии. Технически это возможно, но создание и поддержание оперативных резервов будет стоить денег. Однако литовцы платить не хотят, они предлагают, чтобы платили все, пока они занимаются политикой, пишет nra.lv.
Примерно так вкратце можно охарактеризовать нынешний бойкот Белорусской АЭС. По подсчетам исполнительного директора Латвийской ассоциации электроэнергетиков и энергостроителей Гунарса Валдманиса, исключение Беларуси из энергетического рынка создаст дефицит в размере семи - десяти процентов, что неизбежно повысит цены на электричество.
Литовцы этого допустить не хотят, поэтому предлагают увеличить импорт из других источников. Теоретически это возможно, но чтобы обеспечить необходимый оперативный резерв для Литвы, Латвии нужно задействовать какую-то из станций на минимальную мощность, включая ее только в нужный Литве момент. Поддержание резерва может обойтись в десятки миллионов евро в год. Кто должен покрывать эти издержки — вот главный вопрос переговоров за закрытыми дверями, где больше не идет речи о "порабощении" белорусского народа или потенциальной атомной угрозе.
Есть ли угроза
Латвия долго не поддерживала страхи Литвы по поводу безопасности АЭС в Островце. Международные инспекции не нашли оснований для беспокойства, а если сомневаться в надежности самой конструкции, нужно отключать целый ряд подобных станций в Чехии, Финляндии и других странах Европы.
Россияне не строят в Беларуси новый Чернобыль и не спешат с работами. Отставание от первоначального плана составляет по меньшей мере два года. Сейчас в первый энергоблок уже загружено ядерное топливо, его запуск планируется после проверки в последнем квартале этого года. Второй энергоблок запустят в 2022 году. Каждый год БелАЭС будет обеспечивать треть белорусского внутреннего энергопотребления, заменив 4,5 миллиарда кубических метров природного газа и сократив выбросы парниковых газов на семь миллионов тонн. Таковы планы Беларуси.
Литву они не устраивают по многим причинам. Во-первых, ей самой пришлось закрыть Игналинскую АЭС, во-вторых, предложение Литвы всем странам Балтии вместе построить Висагинскую АЭС провалилось. А еще БелАЭС очень близко к Вильнюсу, менее чем в пятидесяти километрах.
Лучше Путин
Еще в прошлом году говорилось, что при закрытии торговли электричеством Литвы с Беларусью импорт будет перенесен на границу с Латвией, потому что недостающую мощность нужно будет откуда-то взять. Если этого не сделать, по подсчетам министерства экономики, тарифы на электричество поднимутся на 5%.
Чтобы этого не произошло, Латвия открывает соединение с Россией — и все сделки с третьими странами будут идти через Латвию.
В публичной риторике возможное включение Островецкой АЭС в рынок стран Балтии стали трактовать как поддержку режима Александра Лукашенко, так что на прошлой неделе премьер Кришьянис Кариньш заявил, что в случае запуска БелАЭС Латвия прекратит торговлю электроэнергией с Беларусью. Литва это решение приветствовала.
Но Латвия заинтересована сохранить предложение электричества на рынке стран Балтии неизменным. Так что, пока литовцы закрывают свое соединение с Беларусью, Латвия, несмотря на всю враждебную риторику в адрес российского руководства, активизирует взаимодействие с Россией. Такова реальная политика.
Теперь министерство экономики должно будет разработать методику для выяснения происхождения электричества. Теоретически не покупать белорусское электричество возможно, если удастся договориться с российской стороной, что импортируемый объем будет совпадать с энергобалансом в ограниченном регионе. Можно и коммерчески ограничить желание белорусов поставлять энергию в сеть Балтии — просто им не платить.