РИГА, 1 сен — Sputnik, Юлия Грант. Кандидат в мэры Риги Мартиньш Стакис – потомственный политик: его мама, Дагния, несколько лет руководила министерством благосостояния и вошла в историю благодаря распространению "мамочкиного" пособия на папочек, чем не замедлили воспользоваться… члены ее семьи и другие ловкие политики. Поменьше дать бюджету, побольше взять – этот принцип усвоил и ее сын Мартиньш. За год на посту депутата Сейма он стал миллионером, а теперь намерен "дать рестарт" латвийской столице.
Равноправие полов и политический гешефт
Дагния Стаке баллотировалась в Сейм с 1998 года – через год после того, как учительницу пения и методиста музыкального образования избрали председателем Тукумского районного совета. Однако на выборах ей не повезло ни в 1998-м, ни в 2002-м. Зато уже в ноябре 2002 года Союз зеленых и крестьян выдвинул ее в министры благосостояния в правительстве видного борца с коррупцией Эйнарса Репше. Это ему принадлежит крылатая фраза: "Как можно было не обещать?"
Министром Стаке пробыла пять лет, отметившись продвижением идеи равноправия полов – в частности в получении пособия по беременности и родам. Возможность получить это пособие на отца ребенка, если у того официальная зарплата выше, чем у его супруги/матери младенца, стала для политиков буквально золотой жилой. Ведь пособие можно было получать без отрыва от основной работы! Именно так поступил нынешний премьер-министр Кришьянис Кариньш, получив в 2008 году 6417,93 и в 2019-м 6872,86 лата из социального бюджета (при этом его социальные взносы платил Сейм, он сам не усердствовал в пополнении казны в личном бизнесе).
Заслуги министра Стаке не были забыты и после того, как она ушла в отставку. Ведь ее родственники и друзья продолжали трудиться в структурах оставленного ею министерства.
В 2008 году свое первое пособие по уходу за ребенком получил зять Дагнии Стаке Андрей Загорскис: 12 231,82 лата. При этом он продолжал получать зарплату и как член правления подчиненного Минблагу государственного SIA "Šampētera nams": 24 929,76 лата. Это предприятие обслуживало центр социальной опеки Ķīši, тогда существовавший самостоятельно, а не как филиал центра "Земгале".
Осенью 2009 года Минблаг принял Загорскиса руководителем проекта публично-частного партнерства (РРР)… Центра социальной опеки Ķīši, за что он получил скромное вознаграждение 2958,90 лата. Ведь в 2009 году в госструктурах началась экономия бюджетных средств, SIA "Šampētera nams" было вынуждено срезать оклады. Однако вместе с "руководством проекта" зарплата министерского зятя даже выросла: 22 500 латов по основному месту работы + 2958,90 за РРР – это 25 458,90.
"Разработка финансового и экономического обоснования проекта РРР по строительству нового здания, благоустройству и обслуживанию существующей инфраструктуры Центра социальной опеки Ķīši", которую с государственной стороны курировал Загорскис, а реализовывала фирма COWI, выглядит как чистое отмывание денег – выдача гонорара за пустышку. Его декларированная цель – "улучшить качество услуг длительной социальной опеки и реабилитации лиц с тяжелыми душевными заболеваниями методом РРР". Этот финансируемый государством центр находится в непосредственной близости от места жительства Дагнии Стаке – в Яунсатской волости Тукумского района, построен в 1974 году. В рамках проекта ее зять планировал "расширить спектр услуг в зависимости от платежеспособности клиентов", принимать их амбулаторно, а обслуживание из рук государственного SIA "Šampētera nams", где являлся членом правления, передать фирме РРР. Интересно, что в то время как кредитодатели Латвии из МВФ указывали на опасность проектов РРР ввиду "непрозрачности финансовых потоков", Минблаг тратил заемные деньги на выплату двойного жалованья зятю экс-министра… Ему по должности положено было заботиться о вверенном ему объекте, чего он так и не сделал (судя по снимкам в интернете, центр социальной опеки с 1974 года так и стоит неотремонтированный).
Впрочем, через полгода Загорскис опять отправился оформлять пособие по уходу за ребенком. А ему на смену пришел другой близкий Союзу зеленых и крестьян человек – муж сестры политика Улдиса Аугулиса Виталий Зорик. Он и работал в SIA "Šampētera nams" до его ликвидации 30 июня 2013 года.
Политическая "крыша"
Старшего сына, Андрея, Дагния Стаке тоже пристраивала на госслужбу. Он начал со скромной должности компьютерщика в Службе госдоходов и за пару лет дорос до главного инспектора. Параллельно он получал политический опыт как депутат совета Тумеской волости близ Тукумса, где начинала свою карьеру его мама Дагния в 1994 году. Однако настоящая удача ему улыбнулась вместе с местом советника во вверенном Союзу зеленых и крестьян министерстве земледелия. Если за 2006 год в СГД он получил 10 953,21 лата, то в 2007-м под политической крышей небоскреба на площади Республики – уже 21 404,11. Купил в кредит квартиру в Марупе.
Как мы помним, Дагния Стаке ушла в отставку из Минблага в октябре 2007 года, а уже в 2009-м туда пришел ее старший сын. Андрей Стакис становится парламентским секретарем министерства. Его совокупные доходы не дотягивают до показателей жирных лет, однако 18 637,89 лата он в семью принес.
В Минблаге Стакис трудился почти столько же, сколько его мать, – 5 лет, правда, с перерывами, до октября 2013 года. Сменился парламент, с Илзе Винькеле из "Единства" Стакис не сработался. А Улдис Аугулис, несмотря на содействие Стакисов зятю Виталию Зорику, Андрею кресло парламентского секретаря не вернул. Пришлось ему уйти в частный бизнес.
Это как раз совпало с периодом, когда на небосклоне зажглась предпринимательская звезда его младшего брата Мартиньша.
Меньшее из зол
С 1998 по 2010 год нынешний кандидат в рижские мэры работал в отделе маркетинга сети торговли периодикой и бутербродами Narvesen. Молодой человек пришел туда в 19 лет, сразу после школы, и совмещал работу с учебой в Латвийском университете, который окончил в 2004 году. В Narvesen у него, очевидно, созрела идея поставлять для этой и других сетей кофе Illy. Так появился кофейный бизнес Стакиса и даже "кофейный университет".
По официальным данным, младший из Стакисов является выгодоприобретателем в 9 предприятиях, крупнейшим из которых является холдинг с английским названием Innocent (невинный, девственный): собственно одноименная материнская компания, где Стакису принадлежит 100%, и дочерние Innocent PRO и Innocent coffee masters.
В плане расчетов с государством он не блещет щепетильностью (впрочем, ведет себя намного честнее нашего теперешнего премьера, который обналичивал деньги через аренду имущества у самого себя).
В материнской компании Innocent Стакис числится один и зарплаты не начисляет. Innocent PRO с оборотом, перевалившим в 2017 году за миллион евро, до вступления Стакиса в депутатские ряды начислял за сотрудников социальный налог в среднем 2900 евро в год (брутто-зарплата 730 евро в месяц), в 2017-м 3816 евро (961 евро), в 2018-м 5264 (1287). В Innocent coffee masters зарплаты были соответственно 777, 723 и 830 евро брутто. До 10 тысяч евро в год на каждого работника брутто – это, конечно, не минималка, но намного меньше, чем среднерижский показатель: 21 078 евро, и даже меньше среднего по стране – 12 779 евро.
В декларации должностного лица в начале депутатства в Сейме в октябре 2018 года Мартиньш Стакис указал, что имеет 10 тысяч евро накоплений наличными, а его доходы в 2018 году сформированы за счет дивидендов в принадлежащих ему компаниях Innocent PRO – 5500 евро и Innocent coffee masters – 2000 евро. Зарплату себе Стакис не начислял, социального налога за себя не заплатил. Его социальную защиту стал формировать только Сейм: только он отписал новоиспеченному депутату зарплату, начислив налоги, - 5520,96 евро за неполных три месяца.
А уже 15 ноября 2018 года Стакис пожертвовал родной партии "Для развития/За!" 20 тысяч евро – то есть практически все официально накопленное и заработанное. Этот поступок припомнил кандидату в мэры журналист Янис Домбурс в предвыборном интервью. "Я могу объяснить!" - выпалил Стакис, но объяснения Домбурса не заинтересовали.
И впрямь, почему было не пожертвовать 20 тысяч, если уже в 2019 году они вернулись сторицей? Кофейные активы Стакиса переросли в акционерное общество Infinity Coffee AS с капиталом в 1,77 млн евро. К зарплате депутата Сейма (16 211,60 евро) добавилась зарплата в министерстве обороны, под крылом однопартийца Пабрикса: 23 586,92 евро. А всего из разных госструктур на счета Стакиса поступило 43 539,68 евро. Это гораздо больше жалованья рижского мэра: 32 282,03 евро в год. А еще в управлении Стакиса волшебным образом образовались финансовые инструменты на сумму 395 тысяч евро. Примечательно, что дивидендов за 2019 год Стакис не забирал: зачем переплачивать в бюджет, если и так все в шоколаде?
Десять лет в Narvesen, почти 10 лет в частном бизнесе, полтора года в госуправлении. Хватит ли у вас опыта руководить столицей?" - спросил Домбурс.
"Среди всех кандидатов в мэры это наилучшая квалификация", - ответил Стакис.
Он потомственный политик и депутат. За первый же год в Сейме он показал: политика – прибыльное дело. И это главная причина, чтобы "дать рестарт" Риге.