Лато Лапса — умелый творец бестселлеров. Под этим словом я подразумеваю именно то, что оно значит: хорошо продаваемая книга. Не сомневаюсь, что такой книгой станет и Viltvārdis ("Самозванец"). Лапса чутко уловил интерес общества и быстро отреагировал на него.
Все ради карьеры
Строго говоря, в книге нет ни одного по-настоящему сенсационного, убойного разоблачения. Ничего такого, что требовало бы подвергнуть Эгилса Левитса немедленному импичменту и изгнанию с президентского поста. Лапса сконструировал негативный портрет Левитса из деталей, уличив его в уловках, мелкой лжи, недосказанностях, замалчивании некоторых фактов родословной и т. п.
Поэтому, кстати, перевод названия на русский язык не очень удачный. Да, в словарях латышское слово viltvārdis переводится на русский именно так — самозванец. Но в русской истории этим словом именовались крупные амбициозные личности, с большим политическим размахом.
Тогда как Левитс в изображении Лапсы предстает обычным, даже типичным современным политиком-карьеристом. Таких, как говорится, пруд пруди. Никаких мега-преступлений они не совершают. Слегка приврать, подчистить биографию, увильнуть от прямого ответа… Все, чтобы создать благоприятный образ для избирателя. Карьера — все, остальное — ничто.
Книга Лапсы адресована, прежде всего, латышской аудитории. В глазах русского сообщества главное преступление Левитса — изобретение и внедрение в жизнь принципа "непрерывности" довоенной и нынешней Латвии, что позволило на мнимо-правовой основе лишить гражданства сотни тысяч жителей страны. И второе преступление — сочинение преамбулы к Конституции, утвердившей принцип "Латвия для латышей" в качестве главной цели государства.
А то, о чем рассказал в своей книге Лапса, — не более, чем обычные грехи, свойственные большинству политиков. Хотя, конечно, приятно прочесть, что тот, кто причинил нам большое зло, оказался еще и мелким обманщиком.
Нестыковки в показаниях
В одной из глав "Самозванца" Лапса обильно цитирует мои статьи, выходившие на Sputnik Латвия. В этих статьях я пытался разобраться с гражданством действующего президента.
Из противоречивых ответов Левитса на вопросы журналистов невозможно было понять: являлся ли он гражданином Германии? Если нет, то гражданином какой страны, постоянно проживая в Западной Германии, он являлся? Или был лицом без гражданства, апатридом? Если же у Левитса все-таки было немецкое гражданство, то когда он от него отказался? Ведь согласно латвийской Конституции, президент не может иметь двойного гражданства.
Будучи пойман, как говорят следователи, на нестыковках в показаниях, Левитс, наконец, более-менее связно, уже после выхода в свет "Самозванца", изложил свою "гражданскую" историю. Переселившись с семьей в ФРГ, он в течение двенадцати лет жил с паспортом "негражданина Германии", потом получил немецкое гражданство. В 1991 году автоматически его лишился, поскольку восстановил гражданство Латвии, а тогдашнее законодательство Германии двойного гражданства не предусматривало.
И снова президент уходит от ясных ответов, оставляя пространство для подозрений. Что такое — "негражданин Германии"? Сейчас такого статуса в Германии, насколько я понимаю, не существует. А в 1970-1980-е — существовал? Неужели юрист Левитс, которому мы обязаны изобретением статуса "негражданин Латвии", не может внятно объяснить: на каком правовом основании он жил в стране более 10 лет? Опять что-то скрывает?
Кстати, книготорговцы сообщают, что интервью Левитса "Латвияс авизе", где он, опровергая Лапсу, попытался расставить все точки над "i" в своей биографии, резко увеличило продажи "Самозванца".
Окончательный выбор
Есть в биографии Левитса эпизод или, точнее, короткий период, который вряд ли войдет во вторую часть расследования Лапсы. Но мне он представляется интересным.
1975 год. Начало учебы Эгилса Левитса в Гамбургском университете совпало с началом громкого судебного процесса над нацистским палачом Виктором Арайсом. Давайте мысленно "вживемся" в эту ситуацию.
Судят латыша, военного преступника, на чьих руках кровь десятков тысяч людей: евреев, цыган, коммунистов, советских военнопленных. Судят в Германии, более того — в том самом городе Гамбурге, где учится Левитс. Он к тому моменту уже закончил латышскую гимназию в Мюнстере, его приняли в латышскую студенческую корпорацию Fraternitas Lataviensis: то есть, молодой Левитс вошел, "интегрировался" в местную латышскую общину, живет ее интересами.
Ясно, что в общине обсуждают начавшийся судебный процесс. Прямо впрягаться за подсудимого мало кому хочется: палаческие "подвиги" команды Арайса хорошо известны. Но все-таки — ведь это "наш сукин сын"! К тому же ветеран Легиона, сражался против большевиков… Почему в стране свободного мира его судят на основании доказательств, собранных советскими чекистами-"оккупантами"?!
Наверняка какие-то такие эмоциональные разговоры велись в ближайшем окружении Левитса. И сам он в них участвовал. Тем более, что в эти же годы, пока шел процесс (он длился четыре года), Левитс перешел с химического факультета на факультет правоведения в том же Гамбургском университете. У него должен был возникнуть и профессиональный интерес к делу Арайса.
Только вот, в отличие от всех остальных членов латышской общины, у него было одно "но". Каратели из команды Арайса убили его дедушку и бабушку. Сожгли живьем в Рижской синагоге (по крайней мере, такой версии их гибели придерживался единокровный брат Эгилса Левитса — Михаил). Судят не просто "убийцу евреев", а убийцу твоих родных. Стандартные оправдания типа "сами виноваты", "евреи депортировали латышей", "среди чекистов было полно евреев" и т. п. тут не прокатывают.
Латышской общиной в Германии рулили люди, так или иначе сотрудничавшие с гитлеровцами. Либо служили в легионе СС, либо работали в гражданской администрации или пропагандистском аппарате. Чтобы стать для них "своим", нужно было отречься от дедушки и бабушки. Возможно, именно тогда Эгилс Левитс сделал свой окончательный политический выбор.