Это диверсия? Власти выгнали из Латвии иностранные капиталы, а теневая экономика осталась

Решение выгнать миллиарды иностранных евро из Латвии основывалось на ложных аргументах. И вполне возможно, таким образом была совершена гигантских размеров диверсия против латвийского государства
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

 Тут вот латышские коллеги журналисты заметили необъяснимый латвийский феномен и парадокс. Возможно даже мы стоим на пороге космического открытия. Потянуло сквознячком из черной дыры, куда исчезают миллиарды евро.

Диверсия на 9,2 миллиарда

Юрис Пайдерс в NRA отметил следующую закономерность.

Десятого июня профессор Рижской высшей школы экономики Аринс Саука презентовал результаты ежегодных измерений теневой экономики в Латвии. В соответствии с ними, с 2016 года ее размеры выросли, составив 23,9% от ВВП.

Уровень теневой экономики в Латвии за год почти не снизился

Профессор прогнозирует, что в следующие два года "площадь тени" вырастет еще больше, так как, если не удалось снизить ее в годы подъема экономики, то в годы ее спада сделать это еще труднее.

Но как же так? Ведь все последние три года лидеры правящих партий и надзирающие за финансовой системой рассказывали нам, что главным источником теневой экономики, отмывания преступно нажитых средств и экономических преступлений в Латвии являлись вклады нерезидентов в коммерческих банках!

Их надо было только вымести из страны, и тогда Латвия стала бы землей, свободной от финансовых преступлений и теневой экономики.

В 2015 году нерезиденты в банках Латвии хранили 12,4 миллиарда евро. К финишу 2019 года эта цифра скукожилась до 3,2 миллиарда. Таким образом из финансовой системы страны и ее экономики были изъяты 9,2 миллиардов евро.

А так как с 2016 по 2020 годы размер теневой экономики в Латвии только вырос, это дает возможность утверждать, что эти самые 9,2 миллиарда евро, от которых освободили финансовую систему Латвии, никоим образом не повлияли на снижение доли теневой экономики и легализации преступно нажитого.

Из этого следует, что почти все из этих 9,2 миллиарда евро зарубежных капиталов участвовали в обороте легального сектора экономики и способствовали росту легальной экономики — занятости, инвестиций, розничной торговли и так далее.

Статья 89 или почетная грамота?

А отсюда уже можно сделать вывод, что те, кто принимал решение об "упорядочивании" финансового сектора, на самом деле уничтожили целый сегмент народного хозяйства, который работал "с легального края" экономики страны и у которого не было влияния на теневую экономику и объемы легализации преступно нажитых средств.

Значит, решение выгнать иностранцев основывалось на ложных аргументах. И вполне возможно, пишет Пайдерс, таким образом была совершена гигантских размеров диверсия против латвийского государства, был нанесен сокрушительный удар по потенциалу экономического развития.

Индекс восприятия коррупции в Латвии и ЕС

Если те, кто принимал решения, понимали, что делают, и какими будут последствия, тогда эти люди являются преступниками и экономическими диверсантами. Если не понимали, то они — некомпетентные кретины, которым нет места в управлении, считает Пайдерс.

В любом случае, пора начинать расследование об экономической диверсии против государства. 89 статья Уголовного закона страны гласит: "За действия или бездействие, которые направлены на подрыв работы финансовой системы, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли или других отраслей народного хозяйства, а также организаций и учреждений с целью нанесения вреда Латвийской республике — наказание лишением свободы сроком от пяти до 12 лет, с или без конфискации имущества".

Но, кажется, пока ни правительство не депутаты не спешат наказывать себя и своих коллег. Наоборот. Символично, что буквально через день после того, как была опубликована статья Пайдерса, правительство решило наградить Почетными грамотами пять чиновников, которые способствовали тому, что Латвию не включили в "серый список" FATF. То есть участвовали в той самой диверсии — подкладывали тротиловые шашки под рельсы, по которым летел локомотив латвийской финансовой системы.

"Бескомпромиссная законность"

А вот еще один похожий парадокс, который заметил коллега предыдущего автора Марис Краутманис.

"Докажите, откуда деньги": банк оставил латвийскую учительницу без отпускных

Он пишет, что в Рижской ратуше все кабинеты давно проветрены, а полы подметены так, что тут больше не найти ни шерстинки котов. Про Ушакова и Америкса теперь слышны только байки – они в далеком Брюсселе едят моллюсков и вафли.

В Сейме тоже уже не видно героев давно ушедших времен – ни оранжевого Андриса, ни бульдозера-Шлесерса. У Айвара в шляпе тоже нет времени появиться в высоком доме на улице Екаба. Он проходит мимо него на улицу Абренес, где суровый суд уже более десяти лет рассматривает дело о том, как он у транзитных бизнесменов, мягких и слабых бедняжек, выдавил акции.

В правительстве больше нет Союза "зеленых" и крестьян (СЗК), который жирной красной линией отделен от правящей коалиции. Еще меньше власти у "Согласия", которое вообще никогда на пушечный выстрел не подпускали к рычагам управления.

То есть, как и в финансовом секторе в латвийской политике произошло основательное самоочищение. "Олигархи" и "главные коррупционеры" остались на свалке истории. Казалось бы, теперь должно бы уже наступить светлое будущее, которое обещали и сулили прогрессивные, демократические, либерально-левые и консервативно-новые силы, которые теперь царят и правят в своей безграничной бескомпромиссной законности.

Кто за все это платит?

Но вот незадача. По данным исследования профессора Сауки "Индекс теневой экономики в странах Балтии", в прошлом году за обеспечение госзаказа предпринимателям нужно было заплатить "кому надо" 5,9% от суммы заказа. "За улаживание дел" они в виде взяток отдавали примерно 8,1% от своего дохода.

Без ВНЖ и без денег: очередной налет на нерезидентов в Латвии

Конкурсы на получение госзаказов организуются так, чтобы побеждало конкретное предприятие. А оно уже должно отблагодарить соответствующее должностное лицо. Эта статистика означает, что именно при нынешней правящей коалиции у нас случилась "коррупционная инфляция", взяточничество расцвело и заколосилось, пишет Краутманис.

И мы все, считая больных, младенцев и стариков, на каждые 100 евро должны переплачивать 5,9 евро, которые уходят в карманы распределяющих госзаказы. 8,1 евро получают дельцы, партийные "кассиры", которые ловко улаживают дела и на этом наживаются.

И в данном случае журналист завершает свою статью обращением к правоохранителям: нынешний "расцвет" теневой экономики должен был бы стать делом чести для Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB). Новому генеральному прокурору тоже надо обратить на это пристальное внимание.

Иначе жителям Латвии придется платить слишком много – и за ущерб, причиненный экономике коронавирусом, и за "мобилизованные" правительством миллиарды, а еще и занести по пятерке в толстые кошельки взяткополучателей.

Мораль сей басни такова. В экономических бедах Латвии и в том, что по уровню жизни страна все еще на третьем месте с конца среди всех стран ЕС, виновата не мифическая теневая экономика, ни грязные деньги российских инвесторов. Ни олигархи и "старая гвардия" взяточников из "Согласия" и СЗК. А именно нынешняя коалиция "бескомпромиссной законности". Вот вам еще один символический парадокс.