Обзор латышских СМИ

Снос ЦК, миллионные выплаты для богатых и скупые власти Латвии. О чем писали латышские СМИ

Коммунистические гены – в крови нынешних руководителей Латвии. Почему пособия по простою дают компаниям с прибылью в десятки миллионов?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Марис Зандерс в Latvijas Avīze пишет, что решение правительства построить акустический концертный зал, снеся здание бывшего ЦК Латвийской компартии Латвии, вызвало возражения представителей нескольких архитекторов, которые считают, что здание является образцом архитектурного наследия.

Очевидному большинству больше интересно то, во что обойдется строительство храма культуры, но и вопрос о том, что стоит сносить и что сохранять, как свидетельство эпохи, очень интересен. Следует отметить, этот вопрос стал актуален не только в Латвии, и он не связан лишь с памятниками, созданным при тоталитарных режимах.

Памятник "оккупации" – в голове

Не будучи архитектором или историком искусства, автор не осмеливается рассуждать о месте здания ЦК в советском модернизме. Но утверждает, что когда речь идет о свидетельствах эпохи, аргумент "мне не нравится" не идет в зачет.

Здание ЦК и строительный картель: кто и как будет осваивать 118 миллионов евро

Зандерсу, например, не нравится здание нынешнего Минфина, построенного во времена Улманиса, которое не подходит к Старой Риге, но он не поддерживает его снос. В случае со зданием ЦК "отягощающим" фактором, несомненно, является его связь с "оккупационным режимом". Для многих - это аргумент в пользу его сноса.

Журналист ссылается на недавно изданный труд "Советские генерал-губернаторы". О вторых секретарях компартий в союзных республиках. Там много любопытного.

Так, например, в Литве 30 марта 1964 года ЦК компартии принял решение об ограничениях расширения важнейших городов – Вильнюса, Каунаса, Шауляя, Клайпеды и Паневежиса, отдавая предпочтение развитию региональных производственных центров.

В то время это означало меньшую трудовую миграцию из СССР со всеми вытекающими последствиями для этнического состава Литвы. Местные латышские коммунисты, пишет Зандерс, не приняли аналогичного решения, и это определенно имеет свое объяснение, которое было бы интересно узнать.

Скучная с точки зрения современного человека и неважная история местной компартии демонстрирует познавательные эпизоды с, если так можно сказать, противоположным знаком.

Например, второй секретарь Латвийской компартии Николай Белуха на заседании бюро ЦК 8 февраля 1966 года призвал бороться с назначением на должности таких людей, которые имеют "неправильную" биографию: "у нас во многих случаях имеется большое загрязнение кадров".

Оказывается, речь шла о случае в Мадонском районе, где в транспортной организации все работники были из немецкого легиона. И хотя райкому партии это было хорошо известно, ничего не делалось. То же самое творилось в Добеле, Салдусе.

Таким образом, в годы "оккупации в Латвии" были ситуации, когда кое-кто даже на уровне начальников позволил себе определенную самостоятельность. Другими словами, были люди, которые пытались с режимом сожительствовать, стараясь реализовать модель "Волки сыты и козы целы".

Но были и такие, кому на интересы "коз" было глубоко наплевать, и кого интересовало только прислужничество "режиму", отмечает Зандерс.

Коммунисты – не только приезжие

Неудобная с точки зрения сегодняшней исторической памяти истина для Латвии состоит в том, что латыши были как среди первых, так и среди вторых.

"Каждому латышу - по концертному залу": соцсети ответили на снос здания ЦК

Здание ЦК может быть снесено, но вопросы останутся. Точнее, останется необходимость изучить, как латыши сами вели себя в "период оккупации".

Зандерс отмечает, что теперь удобно считать, что в компартии были только приезжие. Так мы, казалось, избавились от ответственности за период "оккупации". Однако такая примитивизация истории затрагивает не только прошлое.

Если мы сохраним такую модель, то сохраним поиски "виновных" и сегодня. Только вместо Москвы во всем виноватыми будут Брюссель или Вашингтон.

Здание ЦК может быть снесено, но характерный для эпохи коммунистической власти способ мышления в наших головах останется, заключает журналист.

Богатые тоже плачут и получают миллионы

О странностях при распределении государственного финансирования среди попавших из-за коронакризиса в бедственное положение предприятий рассуждает на портале Pietiek.com Рейнис Зале.

Кризис основательно пошатнул многие секторы бизнеса, например, сферу гостиниц и ресторанов, туризма и индустрии развлечений. Чтобы помочь этим предприятиям и их работникам, государство обещало пособия по простою до 700 евро каждому. Что весьма приветствуется - правильный поступок, так поступили и другие страны.

Но при рассмотрении списка предприятий, опубликованных на домашней странице СГД, изумление вызывает ряд успешных и богатых предприятий, которые всегда гордились своими хорошими финансовыми показателями и ростом, а их руководители "рисовались" в публичном пространстве, рассказывая свои "истории успеха".

Например, Latvijas Mobilais telefons, который прошедший год завершил с прибылью почти 29 миллионов евро. Об этом СМИ сообщили 25 мая.

Как выяснилось, 22 мая работникам дочернего предприятия LMT LMT Retail & Logistics (занимается торговлей гаджетами) предоставлено пособие по простою. Неужели этому гиганту телекоммуникаций так трудно, что нужно обращаться за помощью государства?

Правительство Латвии не выплатило и трети от обещанных своим жителям 700 миллионов евро

Возможно, не нужно было тратить деньги на мегапроекты, которые не несут прибыль, а вероятнее всего, только удовлетворение амбиций отдельных лиц? Телекоммуникации определенно не из тех отраслей, кризис которых коснулся тяжелее всего.

И, конечно, внушительная помощь необходима для бизнеса азартных игр. Работники фирмы Alfor, владельцем которой является колоритный миллионер Янис Зузанс, 18 мая также получили пособие.

Прибыль этого предприятия в 2018 году составила 19 миллионов евро (данные за 2019 год еще не доступны). Но неужели сейчас не время, чтобы предприниматели солидаризировались с государством и своими работниками, немного уменьшив свой аппетит за счет огромной прибыли? Несмотря даже на то, что мистер Зузанс выступает публично, угрожая не поддержать художественную отрасль, если будет принято неблагоприятное временное регулирование для его бизнеса.

"Сюрприз"

Но это еще не все. Какой сюрприз! Для работодателей в сфере быстрых кредитов тоже настали трудные времена. Я извиняюсь за выражение, пишет автор, но обманывая людей, они заработали миллионы, а теперь требуют пособия по простою.

Работники гиганта быстрого кредитования ООО 4Finance получили это пособие 14 мая, хотя в 2018 году прибыль компании составила почти 27 миллионов евро. А ведь было время, когда эта компания поддерживала различные проекты, чтобы позиционировать себя как социально ответственную компанию. Было дело.

Еще одним интересным примером является Primekss - производитель инновационных бетонных полов. Его руководитель Янис Ошлейс был настолько активен в социальных сетях (как и во время предыдущего финансового кризиса), что стал советником министра экономики и помог разработать план экономического роста.

СГД выплатила пособия по простою на 6,6 млн евро, половине соискателей отказали

Он также несколько раз в своих выступлениях публично подчеркивал, что у него в бизнесе "все путем" и есть заказы, создавая впечатление, что работает его бизнес очень успешно.

Как выяснилось, работники предприятия, управляемого им, 29 апреля получили пособия по простою. Нет данных за 2019 год, а в 2018 году прибыль этого предприятия составила около 300 000 евро.

Этот список можно продолжать, так как в нем есть еще несколько крупных предприятий (Orkla, Domenikss и другие), что работают с большой прибылью, но потребовали государственных пособий для своих работников.

Если у кого- то есть интерес и время, то с предприятиями, подавшими заявку на пособие, можно ознакомиться здесь https://www.vid.gov.lv/lv/statistika-3.

Чемпионы по пустозвонству

Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze пишет об образце современного представителя власти.

По его убеждению, в сегодняшнем демократическом мире политику и чиновнику высокого ранга не нужны особые умения, квалификация, послужной список. Многих избирают, потому что они хорошо смотрятся на телеэкранах, складно говорят. "Для избирателей это может закончиться печально", - предупреждал в свое время Ли Куан Ю, создатель современного Сингапура. У латышей есть похожая поговорка – "пустая бочка звонче гремит".

Когда Даниэль Павлютс еще был министром экономики, у него взяло интервью центральное СМИ Катара – телеканал Al Jazeera. Тема - информационная война. По иронии, Павлютс как раз в Катаре потерял документы ограниченного доступа.

Павлютс: проблема расизма в Латвии существует, но о ней не говорят

Павлютс в интервью блистал как Аполлон – красив, умен, хорошо говорит, и, главное, на идеальном английском языке. Люди в Латвии расплывались в восхищении.

Вот государственный деятель, за которого не стыдно. Что он сказал, зачем все это было, не имело ни малейшего значения. Главное, что его было не стыдно слушать, и именно это стало важнейшим критерием оценки политика с тех пор, как еще в конце прошлого века Дайнис Иванс выступил со своим фундаментальным сочинением "Стыдливые латыши".

Павлютсу, как любому из нас, только раз в жизни был дан шанс поймать птицу счастья за хвост. Если бы он в ноябре 2013 года, на следующий день после золитудской трагедии, как министр экономики взял бы на себя политическую ответственность за недостатки в законах о строительстве и ушел бы в отставку, то на следующих выборах в Сейм в 2014 году он смог бы выйти как икона новой идеалистической политической культуры, пишет автор. Почти святой.

Но вместо того, чтобы хватать птицу счастья за хвост, он обеими руками вцепился в подлокотники министерского кресла. Вместо него в отставку отправился премьер Домбровскис. Это не прошло мимо коллективного подсознания нации. Павлютс из числа потенциальных государственных деятелей был народом вычеркнут, а Домбровскис продолжил карьеру уже на следующем уровне.

Теперь Павлютс что-то бормочет о предоставлении избирательных прав с 16 лет. Если политик в какой-то момент начинает предлагать несерьезные идеи, это знак, что его политический вес тает, и он пытается удержаться в высшей лиге.

Скупой и еще скупее

Латковскис приглашает на сцену еще одного оратора и красноречивого красавца. Профессиональный болтун со стажем еще с советских времен, когда его звучные, но абсолютно пустые по содержанию речи (точно такие же, как сейчас) обеспечили ему путевку в Москву, в кремлевский Дворец съездов, где в далеком 1987 году прошел Всесоюзный съезд комсомола. Это нынешний министр финансов Янис Рейрс.

Что же вы такие нищие? Мужчина ехал в "прекрасную Латвию", а попал в ту, которая есть

Его журналист называет, пожалуй, худшим вредителем из всех министров нынешнего правительства. Да, там есть еще парочка таких, чьи высказывания и действия заставляют сомневаться в их профессионализме (особенно Шуплинска), но министра финансов - хранителя кошелька - переоценить нельзя.

У многих в Латвии неверное представление о функциях и задачах министра финансов. Он вроде должен быть особо скупым и непоколебимым, потому что все остальные министры хотят денег, которых и так не хватает. Скупость и твердость – черты, которые министру финансов только на пользу.

Он в ответе за то, что прошлой осенью медики так и не получили внесенную до этого в закон прибавку к зарплатам. Теперь он на телевидении вещает: "для того, чтобы обеспечить повышение зарплат медикам и учителям, надо пересмотреть налоговую систему, например, создать налог на здоровье, не повышая общее налоговое бремя".

Как можно создавать новые налоги, не повышая общее налоговое бремя? Но так как это говорит пустой болтун с приличным стажем, всем ясно, что ничего он не пересмотрит и не введет. Только продолжит переливать из пустого в порожнее.

К счастью, в рамках кризиса COVID-19 в мире идет состязание – кто больше потратит. Как бы некоторым "Рейрсам" это не претило, скупость совершенно не ко времени. Но и тут можно почти с гарантией прогнозировать, что Рейрс постарается дать народу как можно меньше.