Чтобы русскоязычные Латвии были неконкурентны: депутат о нехватке учителей латышского

О нехватке учителей латышского, о "пляжной" школе, очереди к врачу и непрозрачных правилах и справке от министра рассказала депутат Лиепайской думы Людмила Рязанова
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 17 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Депутат Лиепайской думы Людмила Рязанова ("Согласие") рассказала Sputnik Латвия о насущных проблемах третьего по величине города Латвии. И последний вопрос, который депутат Рязанова подняла перед мэром Лиепаи Янисом Вилнитисом прямо перед карантином, касался обучения латышскому языку в средней школе №8.

С 1 сентября у них нет учителя латышского, периодически кто-то приходит на замену и вместо пяти уроков в неделю проводится два-три. Это при том, что уже через год ученики 9-х классов бывших русских школ должны будут сдавать экзамены на латышском языке.

Чтобы русскоязычные Латвии были неконкурентны: депутат о нехватке учителей латышского

Без учителя латышского

"Неделю Управление образования Лиепаи молчало и наконец признало, что такая проблема есть, что искали везде, где можно, и даже помещали объявление в Facebook. Вилнитис же мне ответил, что директор школы сама решит этот вопрос, и выход уже нашелся. Но, может, нужно искать не выход, а сразу приглашать в Лиепаю молодых специалистов? И предоставлять им квартиры, как учителям химии и физики. Они же видели ситуацию, знали, куда ведут наших детей. Складывается ощущение, что власти делают все возможное для того, чтобы русскоязычные дети были неконкурентоспособными", - поражается Рязанова.

Узнать, какой выход найден, она пока не может – начался карантин.

Пляжная школа вместо Пушкина

В городе произошло объединение двух русских средних школ – одна из них имени Александра Пушкина и №12. В результате этого слияния имя русского поэта из названия убрали, но зато появилось новое название – "Лиедага".

"Я не знаю, почему школе дали название "Лиедага", но родители и ученики были против переименования. Комиссия по реорганизации двух школ из девяти человек проигнорировала просьбу оставить имя Пушкина. Ответ был такой, что якобы объединили два коллектива и, чтобы не было разногласий, школе дали новое название", - поражается депутат.

Не принимать скоропалительное решение просила Русская община Лиепаи, сама Рязанова с помощниками собрала более 900 подписей с требованием вернуть школе ее историческое название. Под петицией подписывались не только русские жители города, но и, как говорит депутат, латыши в возрасте 30—40 лет, которые тоже были в шоке от решения комиссии.

"Благодаря этому у меня есть ответ мэра города Яниса Вилнитиса, в котором написано, что, как только у школы будет новый директор, мы вернемся к обсуждению этого вопроса. Нового директора мы уже выбрали - утвердили на заседании думы в январе. Ею стала Инга Зейде. И я лично обратилась к ней – такое письмо тоже есть, с просьбой начать обсуждение этого вопроса. Она приступит к исполнению своих обязанностей в июле этого года. Остается только ждать", - поясняет Рязанова.

Караев: 1 сентября русских первоклассников ждет шоковый удар

Депутат поражается, что в Лиепае есть место школе имени Райниса, имени Чаксте, но имя Пушкина постарались вымарать.

"Но даже если исходить из того, что школу назвали по расположению - она находится на улице Лиедага, то в переводе это значит "Пляжная". По такой же логике школу имени Райниса можно переименовать в "Пастбищную", поскольку она расположена на улице Ганибу", - возмущается депутат.

Лечите зубы детям сами

Одна из тем, которая волнует Рязанову уже не один год, – это зубоврачебная помощь детям. По закону такая помощь до 18 лет должна предоставляться бесплатно, но в Лиепае - острая нехватка специалистов.

По словам Рязановой, в Лиепае по госпрограмме стоит очередь к зубному – около 1300 человек, и она только растет. Ждать визита к стоматологу нужно два года.

И ровно два года депутат ведет активную переписку. Начинала с министерства здравоохранения, подключила омбудсмена - защитника по правам детей, написала уже премьер-министру, президенту Латвии, что этот вопрос надо решать в срочном порядке. Но получает одни отписки.

Министерство здравоохранения отвечало, что не считает ситуацию критической, предлагало искать услугу за пределами Лиепаи. Рязанова стала надоедать чиновникам, требуя в таком случае продумать возможность компенсации расходов родителям, чтобы они могли водить своих детей в частные клиники в Лиепае.

"Но министерство здравоохранения не хочет это делать, они ответили, что это сложный механизм, что его надо очень долго разрабатывать. Самое интересное, что, когда получаешь один ответ, кажется, какие они молодцы, делают все возможное, стараются решить проблему, договариваются с врачами. А когда получаешь письмо за письмом от одних и тех же инстанций, читаешь их, анализируешь, видишь, что они просто копируют свои же предыдущие ответы и ничего в реальности не делают", - говорит Рязанова.

В итоге чиновники все же ответили. Посоветовали родителям самим уговаривать стоматологов заключать договоры с национальной службой здоровья либо снова - искать дантистов в других городах Латвии.

Сильную боль придется потерпеть: стоматология в эпоху коронавируса

"Все ответы министерства я отправила правозащитнику. Предоставила и конкретные примеры. Например, одна мама последовала совету министерства, нашла услугу в Кулдиге, ждала почти три месяца, а за день до приема ей позвонили и отказались принимать детей. Она была вынуждена записаться в клинику Вентспилса. Но тоже без гарантии. А сейчас, во время пандемии, отказывают детям, которым даже поставили лекарство на зубы, ссылаясь на карантин", - делится депутат.

Родители уже даже не рассчитывают на латвийских врачей, везут детей в соседнюю Литву. Но это тоже было до перекрытия границ, а теперь и туда не поедешь.

"В таком случае, почему бы не пригласить стоматологов из других стран к нам? Я не говорю, что из России, хотя это было бы логично. Когда мы едем в Литву, с нами на каком языке говорят? На русском. И они с удовольствием нас принимают. А тут оказывается, мы не можем, у нас такое законодательство, что не дай бог. Значит, строителей можно приглашать, еще какие-то профессии можно, а врачей – высококвалифицированных специалистов нельзя. Хотя у меня есть знакомая семья врачей – они приехали в Латвию из российской глубинки в 90-е годы, вдвоем выучили латышский язык и сейчас работают семейными врачами. Так в чем проблема?" - задает депутат вопрос, на который нет ответа.

И все-таки Людмиле Рязановой удалось сделать хоть что-то для детей Лиепаи – министерство здравоохранения разрешило клинике на колесах – автобусу со стоматологическим оборудованием заезжать и в Лиепаю. Раньше он ездил только по отдаленным хуторам. Только Лиепая далеко не глубинка, а третий по величине город Латвии.

Щедрость думы не знает границ

Подняла Людмила Рязанова на заседании Лиепайской думы и такой вопрос: раньше деньги из бюджета на проведение конференций частным компаниям присуждались без каких-либо правил. Кто написал письмо, тому и давали, и непонятно было, по какому принципу.

Когда в конце прошлого года очередной фирме хотели выделить 10 тысяч евро на проведение конференции по спорту, она собрала данные об этой компании и обнаружила, что у нее долги по налогам.

Укрупнение - значит обнищание: краевая реформа сделает самоуправления еще беднее

"Поскольку я выступила, дать деньги просто так уже не могли, но и не выключали фирму из списка претендентов, - видимо, ждали, когда она погасит долги, но она этого не делала. А я предупредила – молчать не буду, и в итоге не дали. Я понимаю, такие мероприятия – конференции, семинары  –нужны, потому что в наш город приезжают люди, оставляют деньги в кафе, ресторанах, гостиницах, видят, какой красивый у нас город. Иногда даже переселяются к нам жить. Но должны быть правила. И мне мэр Вилнитис в июле прошлого года пообещал, что правила будут разработаны, что такое указание он дал. Сентябрь – правил нет, октябрь – нет, ноябрь - нет. Я громко спрашиваю на заседании – где правила? Отвечают, что будут. Декабрь пришел – снова нет", - вспоминает депутат.

В итоге она напрямую обратилась к человеку ответственному за разработку правил, и он пообещал дать почитать, что получается. Но когда депутат наконец-то прочитала правила, была в шоке от того, что там написано, – путаницы стало еще больше.

"В январе на заседании правил все также не было, и я выступила, сказала, что уже видела рекламу - в феврале в городе пройдет конференция. Значит, деньги уже дали? Только после этого в феврале на заседании появляется положение. Прочитала и не согласилась. В одном месте дата стоит – 2010 год. Опечатка? Ни слова о конференциях по туризму, только предпринимательство, здоровье, учеба, IT-направление. Плюс присуждаемая сумма - до 9 999 евро. Это слишком много. Написала свои предложения, в том числе по сумме – не более 4 999 евро - и отправила", - говорит Людмила Рязанова.

Однако из всех ее правок Лиепайская дума приняла только одну – заменила в правилах опечатку с 2010-го на 2020 год. Единственный плюс во всей истории: к удивлению Рязановой, одно из латышских изданий подробно написало о нежелании Лиепайской думы пересматривать непрозрачные правила. Чаще все просто молчат, говорит депутат.

Депутат со справкой

В Лиепайской думе Людмила Рязанова и три ее однопартийца из "Согласия" находятся в оппозиции. Бывало так, что Рязановой даже не давали слова. И она пошла на крайние меры.

"Пришлось даже брать справку у Юриса Пуце (министр защиты среды и регионального развития – ред.), что я имею право задавать сколько угодно вопросов. Приходилось справку уже вытаскивать и показывать. Правда, Пуце выдал ее со второго раза. В первый раз ответил, что все правильно происходит, но потом начались эти волнения в Рижской думе, где оппозиция, что хотела, то и творила, и, видимо, на их фоне пришлось пойти навстречу и мне", - смеется депутат Рязанова.

И теперь, если ей не дают слова или говорят, чтобы задавала не больше трех вопросов, она машет перед коллегами справкой от министра. "Ну а как еще с ними бороться?! Только так", - заключает депутат.