РИГА, 26 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Административно-территориальная реформа, разработанная министерством регионального развития, в теории должна способствовать экономическому росту в самоуправлениях. Но статистика показывает, что после ее введения многие муниципалитеты могут оказаться беднее, чем они есть сейчас, как это случилось и после предыдущей реформы, десять лет назад.
Реформы без конца и края
Дискуссии о необходимости укрупнения муниципалитетов начались почти сразу после восстановления независимости Латвии, когда в 1992 году тогда еще Верховный Совет создал первую комиссию по подготовке территориальной реформы. Что и понятно, ведь по существовавшему в то время законодательству в стране насчитывалось семь республиканских городов, 50 районных городов и 424 волости, во многих из которых не жило и тысячи человек. Кроме этого, в Латвии действовали и так называемые самоуправления второго уровня – районы, что еще больше осложняло административное устройство республики.
Несмотря на столь громоздкое управление, Сейм Латвии лишь в 2008 году смог принять закон об административных территориях и населенных пунктах, определивший новые границы муниципалитетов. По нему, с 1 июля 2009 года вместо прежних 553 самоуправлений были созданы 9 республиканских городов и 109 краев. Правда, объединенные в Ройский край волости Роя и Мерсрагс не смогли существовать в рамках единого муниципалитета и в 2010 году разделись — в стране появился новый Мерсрагский край. Таким образом, ныне в Латвии насчитывается 119 различных самоуправлений.
Однако по прошествии десяти лет выяснилось, что многие муниципалитеты оказались неспособны выполнять определенные законом функции, поэтому в недрах министерства регионального развития было принято решение разработать новую реформу, чтобы провести еще одно укрупнение краев. Одобренный Сеймом во втором чтении проект предусматривает, что Латвия будет разделена на 40 административных территорий – 5 республиканских городов и 35 краев, которые должны стать экономически устойчивыми единицами. Но есть сомнения, что так и случится на самом деле.
Жизнь по средствам
Экономическое развитие латвийских самоуправлений никогда не было равномерным, всегда одни были более богатыми, тогда как другие – более бедными. Чтобы сгладить это различие, в стране с 1995 года действует финансовое выравнивание муниципалитетов через соответствующий фонд. Законом устанавливается размер взносов или дотаций для каждого муниципалитета, так что фонд перераспределяет денежные средства от одних самоуправлений другим.
Эта система действует уже более двадцати лет, все самоуправления делятся на две группы: доноры и реципиенты, то есть дающие и получающие средства. Что интересно, такое деление было не всегда: до вступления в силу административной реформы 2009 года в Латвии была и третья группа самоуправлений, не вносящих, но и не получающих деньги из Фонда выравнивания, то есть живущих на свои собственные заработанные средства. Причем таких муниципалитетов было довольно много, и находились они во всех регионах страны.
Например, в Курземе многие муниципалитеты Вентспилсского района, а также Кулдига, Салдус, Лиепая, Броценская и Ницская волости не платили и не получали ничего из Фонда выравнивания. В Земгале такими самоуправлениями были Екабпилс и Плявиняс, в Видземе – города Алуксне и Гулбене, а также многие волости в Валмиерском и Цесисском районах. И даже в Латгалии, которая всегда была самым бедным регионом Латвии, города Лудза, Прейли и Балви были в числе 65 муниципалитетов страны, у которых получалось жить по средствам.
Доноров меньше, реципиентов больше
Конечно, 65 нейтральных и 57 самоуправлений-доноров на фоне 431 муниципалитета, которые получали средства из Фонда выравнивания, – это не так и много. Однако после реформы 2009 года живущих по средствам муниципалитетов почти не осталось, да и число доноров значительно уменьшилось. Так, если до объединения волости Вентспилсского района чаще или вносили средства в Фонд выравнивания, или ничего не давали, но и не получали из него, то в созданный на их месте Вентспилсский край уже пришлось перечислять деньги.
То же произошло и с Броценским и Ницским краями в Курземе, Прейльским краем в Латгалии, Вецумниексим в Земгале, а такие города, как Цесис, Валка, Мадона и Огре, после объединения с волостями из доноров, постоянно подпитывавших Фонд выравнивания, наоборот, превратились в реципиентов, которых уже самих приходилось поддерживать. Что и логично, ведь при объединении живущего по средствам или не очень много вносящего в Фонд выравнивания самоуправления с очень бедными средний доход муниципалитета непременно упадет.
Нагрузка на оставшиеся самоуправления, у которых имеются излишки средств, возрастает. Самих этих муниципалитетов осталось не так много – их число ограничилось Ригой и бывшим Рижским районом, при этом их взносы в расчете на одного жителя уменьшились. Также донорами после реформы 2009 года остались лишь три города – Вентспилс, Елгава и Валмиера, а Лиепая стала единственной, кто не платил и не получал средства из Фонда выравнивания. А всем остальным муниципалитетам приходилось выделять деньги, так как уровень жизни в них заметно сократился.
Укрупнение - значит обнищание
По данным 2019 года, самоуправлений-доноров осталось всего двенадцать, тогда как остальные выживают преимущественно за счет дотаций из Фонда выравнивания. Львиную долю средств им выделяет Рига, перечислившая в прошлом году почти 87 миллионов евро. Значительные суммы дали Юрмала (11,5 млн), Марупский (5,5 млн) и Гаркалнский край (3,5 млн), который в расчете на одного жителя оказался наиболее крупным донором. Другие же муниципалитеты, способные себя прокормить, тоже находятся недалеко от столицы, с одним лишь исключением – Вентспилсом.
Правда, вклад Вентспилса в фонд небольшой – лишь около 500 тысяч евро, а окружающий его Вентспилсский край, наоборот, получил почти 2,7 млн евро. Поэтому вероятно, что после объединения Вентспилс утратит свой статус донора, и уже вместе с краем пополнит список дотационных самоуправлений. Похожая судьба ждет и Икшикльский край, который перестанет быть донором, присоединившись к более бедному Огрскому краю, а Гаркалне, пополнив состав Адажского края, прекратит быть одним из самых богатых муниципалитетов страны.
В связи с этим категорическое неодобрение новой реформы жителями Икшкиле, Озолниеки и многих других самоуправлений обосновано, ведь после объединения в их муниципалитетах может значительно сократиться жизненный уровень, что явно не приведет к заявленному министерством росту экономического развития. Скорее, наоборот, количество дотационных муниципалитетов вырастет, что лишь усилит нагрузку на оставшихся доноров и приведет к еще большему неравенству регионов в стране.