РИГА, 6 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Когда коронавирус еще только начинал захватывать город, у нас с сыном четвероклассником были самые прекрасные фантазии об удаленном обучении. Но, увы и ах, прошло время иллюзий. Гигантский шаг в будущее вышел более чем скромным.
Раньше мой сын-школьник вставал раньше всех и засветло уходил на автобус, чтоб успеть в школу. Приходил домой к обеду, делал домашние задания и успевал сходить на какой-нибудь из своих четырех кружков. Теперь он еле-еле встает к одиннадцати, подходит к компьютеру и сидит там с небольшими перерывами весь день. Эффективность обучения не высока, об осанке и говорить не хочется. У многих знакомых школьников ситуация аналогична.
Если вы думаете, что я обвиню в этом министерство образования, то напрасно. Технические возможности нашего времени гораздо обширнее наших потребностей. Кто виноват, что они нам не знакомы? За эти две недели мы семьей освоили четыре новые компьютерные программы, некоторые учителя не сделали этого до сих пор.
Как может выглядеть хорошее удаленное обучение?
1) Учитель объясняет тему урока на видеоконференции. Высылает ученикам учебные материалы - не рисует на доске, а присылает картинки, документы, видеофайлы. Не в почту, а прямо на экран школьника. Все, кто подключились к видеоконференции, могут записать этот урок и пересмотреть его позже.
2) Подключенные ученики задают свои вопросы учителю либо вслух, через свои телефоны и микрофоны в компьютерах, либо в чате конференции, который после урока также можно перечитать. Учитель при желании может отключить микрофоны учеников, чтоб не галдели, или задать вопрос конкретному ученику. Каждый ученик может виртуально поднять руку, а учитель - дать ему слово. При этом через сорок минут урок заканчивается, а через двадцать минут начинается следующий.
3) Проверочные домашние работы на начальном этапе включают в себя тесты, причем для младших это тесты развлекательные, интерактивные, с картиночками и мультиками. Сделал правильно – виртуальный помощник (какой-нибудь симпатичный нарисованный зверек) улыбнулся. Сделал неправильно – огорчился. Все эти домашние задания могут рассылаться ссылками, в тот же e-klass.
4) Задания для чтения и тесты могут скачиваться на планшеты и мобильники, и формат этих заданий предусматривает, что их можно читать и выполнять на мобильных устройствах.
5) Какие-то задания ученик выполняет в тетради, выполненный результат фотографирует, и, скомпоновав фото в один файл, пересылает учителю через е-класс.
Не готовы к будущему
В реальности большинство латвийских школьников и учителей к такому обучению совершенно не готовы. И без всякого карантина нужда в удаленном обучении очень велика. Для русскоязычных актуальны объяснения тем уроков на родном языке. Есть такая возможность? Да, конечно же, есть, и даже бесплатно. Соответственно, те, кто о ней знает, сначала изучают тему на русском и только потом на латышском. Те, кто не знают, переводят учебники и зачастую не успевают ни выучить новые слова, ни вникнуть в тему.
Есть нужда в "удаленке" и у латышей. В малых школах, где пара учеников в классе, легче всем купить компьютеры, чем оплачивать учителя фактически для индивидуальных занятий. Денег у МОН все меньше, и удаленное обучение - это так или иначе все равно будущее малых школ. Другое дело, что в условиях карантина именно малые школы с учениками из малообеспеченных семей оказались хуже всего приспособлены к дистанционному обучению. Где-то даже и e-klass еще не освоили.
Есть проблемы и в богатой Риге: от учеников, у которых дома нет компьютеров или смартфонов, до дефицита учителей, знакомых с программами удаленного обучения. Раньше такие программы не входили в круг обязательных навыков и компетенций для учителей: хочешь - учись, хочешь - нет. А теперь, когда наступил карантин, учителям не до учебы.
- Мой день - это бесконечное просиживание у монитора, – пожаловалась Sputnik Латвия одна из учителей начальных классов, на условиях анонимности. – Когда грянул карантин, мне пришло распоряжение за неделю продумать и составить план обучения. Что успела, то сделала. Для меня это почти полностью новый мир, в котором много незнакомого. Учебных цифровых пособий море, есть хорошие, есть абсолютно непригодные, есть хорошие, но сложные. Со всем этим надо было знакомиться раньше. А теперь я отвечаю в день на триста мейлов, каждый вечер у меня остаются непрочитанные письма, а заканчивается мой рабочий день на карантине в два часа ночи. Я не успеваю освоить новые программы, а старые не очень-то эффективны. В общем, это замкнутый круг.
E-klass - лайфхаки и типичные ошибки
Электронным дневником е-klass.lv мы пользуемся уже несколько лет и неплохо его освоили: смотрим в нем задания и общаемся с учителем. Правда, почта здесь неудобная - отсылать файлы через нее мы начали только на карантине и освоили ее не сразу.
Главная наша ошибка заключалась в том, что аккаунт школьника e-klass мы открыли только на компьютере. Сначала фото выполненных заданий мы пересылали с родительских смартфонов на почту ребенка. Тот открывал файл, сохранял его в компьютере, попутно переименовывая, потом пересылал через e-klass учителю.
Не повторяйте наших ошибок, обязательно скачайте приложение е-klass.lv на телефон, это очень упростит жизнь! Здесь для андроид, а здесь - для айфона.
Теперь (спасибо активисту школьного движения Дэги Караеву) фото заданий делает сам ученик специальной программой Lens Office (скачать здесь), при помощи которой из нескольких фото получается один PDF-файл, уменьшенный в объеме в несколько раз, и не так засоряет память смартфона, и гораздо удобнее, поскольку позволяет сразу переименовать файл. Мы, например, по просьбе учителя каждый файл подписываем так: дата - название предмета - фамилия ученика.
К каждому фото мы прикладываем маленькую табличку, на которой напечатаны имя, фамилия и класс, чтобы помочь учителю быстрее понять, чью работу он проверяет.
Soma.lv -дорого и неудобно
Большую часть заданий в е-klass мы получаем либо картинками, что неудобно, либо в виде ссылок на сайт soma.lv. Это, по сути, частично бесплатная PDF-читалка в режиме онлайн, в которую загружены все школьные учебники. Неудобна она прежде всего тем, что в условиях карантина "виснет" минут на десять при открытии задания. Кроме того, открывается она только на компьютере. Что на старом 10-летнем планшете, что на новом смартфоне программа не открылась.
К сожалению, наша учительница любит именно этот сайт, и мой сын сидит, как прикованный к рабочему месту жены, и с утра до вечера глядит на страницы учебника на мониторе. Это очень неудобно.
Различные программы для чтения файлов самых различных форматов появились уже в прошлом веке. Многие из них офлайновые - скачал в такую учебник и читай его, сколько хочешь, хоть вообще без интернета. Вот, к примеру, один из российских сайтов, где учебники можно и читать онлайн и бесплатно скачать на компьютер или планшет.
Можно ли учителям использовать российские учебники как пособия? Конечно, можно! Но только как пособия, а основной учебник должен быть на латышском. При этом на русском языке учебники доступны, а на латышском – гораздо в меньшей степени.
Вот, например, можно ли скачать латышский учебник по математике 4-го класса? Можно. Стоит "всего" 48 евро и доступно только онлайн, и в условиях карантина будет виснуть. Удобно? Нет. Доступно малообеспеченным школьникам? Даже для детей среднего класса дороговато. При таком раскладе бедные сельские школьники скорее на российское образование перейдут.
Uzdevumi.lv – ошибки не исключены
Наиболее прогрессивные учителя нашего класса недавно начали пользоваться программой Uzdevumi.lv, которая, по сравнению с Soma.lv, просто шикарна. Здесь у ученика есть возможность почитать на латышском языке теорию, пройти тестовые задачи и даже писать контрольные работы практически по всем школьным предметам. Я бы рекомендовал скачать эту программу не только на компьютер, но и на мобильное устройство. Сделать это можно прямо на сайте.
Однако беда Uzdevumi.lv в том, что задания составляют сами учителя, причем иногда явно не перечитывают то, что написали, и в итоге задания бывают полны ошибок.
Русскоязычные родители могут использовать и российский образовательный интернет-ресурс "ЯКласс". Этот сайт - родственник Uzdevumi.lv, оба они базируются на одной платформе по генерированию задач Genexis, которую придумал еще в 90-х годах российский профессор института информатизации образования Александр Гуртовой. Uzdevumi.lv появился в 2007-м и даже должен был быть куплен Министерством образования и науки, однако помешал кризис.
Созданным в 2013 году "ЯКласс" пользуются 50 тысяч школ, 150 тысяч учителей и 3 миллиона учеников. Здесь более полутора триллионов различных заданий, одних видеоуроков полторы тысячи. В общем, "ЯКласс" очень сильно обогнал латвийского старшего брата.
Можно пользоваться тем, что есть на сайте, можно создать свои проверочные работы. При этом, освоив эту технологию в "ЯКласс", вы сможете по тем же принципам создавать проверочные работы на Uzdevumi.lv. А каким образом предлагать проверку ученикам - на легком для них русском или на необходимом в будущем латышском – выбор самого учителя.
Видеоурок - это просто
Помните, вначале я описывал идеальное удаленное обучение, важнейшей частью которого является видеоурок? Программы для таких уроков есть, и часть из них бесплатны. На мой взгляд, сегодня самый замечательный инструмент - это zoom, которым уже пользуются наиболее продвинутые латвийские учителя.
Учителям, которые еще не овладели этой нехитрой наукой, я рекомендую вот этот вебинар из 6 частей. Что прекрасно, так это то, что ученикам скачивать эту программу вообще не нужно: учитель прислал ссылку через e-klasse, ученик ткнул в нее в назначенное учителем время, и всё заработало.
Родитель, помоги учителю!
Пока же во многих школах учителя просто свели учебу к бесконечным домашним заданиям - без объяснения новых тем, без вопросов и ответов, выдавая задания самыми неудобными способами и для учеников, и для самих учителей. А все почему? Потому что даже при условии, что все велосипеды давно изобретены, нужно, чтоб учитель рассказал ученикам о новых формах обучения и чтоб самому учителю кто-нибудь тоже помог во всем этом разобраться.
Поэтому, если вы дочитали этот материал до конца и в классе вашего ребенка про эти программы еще не слышали, то у меня к вам просьба - перешлите этот материал вашему учителю.