РИГА, 6 мар — Sputnik. В российско-латвийской компании LatRosTrans оценили объем финансирования, который может потребоваться для организации реверсных поставок нефти на белорусский НПЗ "Нафтан" в Новополоцке, пишет издание naviny.by.
Ранее президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь должна покупать 40—50% нефти в России, а по 30% можно импортировать через порты Одессы и Прибалтики, из последней для транспортировки сырья можно задействовать пустующие сейчас ветки нефтепровода "Дружба".
До "Нафтана" идет два нефтепровода: Полоцк 1 — Вентспилс (517 километров) и Полоцк 2 — Мажейкяй (440 километров). В Вентспилсе есть глубоководный порт. В Мажейкяе работает НПЗ компании Orlen Lietuva. До этого завода нефть доставляется по трубопроводу (его длина составляет 91 километр) с морского терминала в литовском поселке Бутинге.
На территории Латвии участками нефтепроводов Полоцк – Вентспилс и Полоцк – Мажейкяй управляет российско-латвийская компания LatRosTrans (34% акций принадлежат "дочке" "Транснефти"), по территории Латвии проходят 336 и 107 километров трубопроводов соответственно. По территории Литвы проходит 87 километров нефтепровода Полоцк – Вентспилс и 225 километров нефтепровода Полоцк – Мажейкяй, ими управляет компания Orlen Lietuva.
Поставки нефти из Полоцка в Вентспилс остановлены с 2002 года, в Мажейкяй — с 2006 года, техническая нефть из них выкачана, продана, а трубы сейчас заполнены инертным газом. Для возобновления поставок нужно будет снова заполнить трубопровод нефтью, а также построить насосные станции, которые смогут качать нефть в реверсном режиме.
По оценкам LatRosTrans, модернизация нефтепроводов может занять два года. Объем инвестиций будет зависеть от объема нефти, которую планируется прокачивать на НПЗ в Новополцке.
В конце 90-х годов из Полоцка в Вентспилс прокачивалось 16-17 миллионов тонн российской нефти в год. Для этого были задействованы четыре насосные станции: в белорусском Полоцке, латвийской Скрудалиене, литовском Биржае и латвийской Джуксте.
"Можно поставить на берегу моря один насос, и если при равномерной загрузке будут подходить танкеры, то в год можно прокачать 6 миллионов тонн нефти. Если подвозить танкеры, когда получается, то, возможно, нужно включать сразу два насоса. 100—120 миллионов долларов — эта цифра, из которой можно исходить", — сказали в LatRosTrans.
Переговоры по реализации проекта ведутся с белорусской стороной примерно с 2016 года, сообщил порталу информированный собеседник. По его словам, белорусская сторона много раз обращалась, ей много раз предоставляли техническую информацию, но дальше переговоры не зашли.
"Предварительные наработки по этому направлению велись. Другой вопрос, что нефтепровод строился с учетом советских реалий. Сейчас обстановка другая, поэтому стоит задача реанимировать имеющуюся инфраструктуру под современные потребности и возможности и с учетом интересов всех задействованных сторон", — сказал на этот счет пресс-секретарь концерна "Белнефтехим" Александр Тищенко.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. Беларусь работает над заключением новых контрактов на поставку нефти.
Из России в Беларусь ежегодно поставлялось около 24 миллионов тонн нефти. Поставки осуществляли компании "Роснефть", "Татнефть", "Газпромнефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз". Эксперты отмечают, что все альтернативные поставки нефти в Беларусь окажутся дороже, чем импорт из РФ.