РИГА, 5 мар — Sputnik. Латвия и Литва ищут оптимальные с точки зрения временных и финансовых затрат пути возобновления работы трубопроводной системы с тем, чтобы транспортировать нефть в направлении Беларуси, сообщает БелТА.
В Белорусском институте стратегических исследований 4 марта состоялся экспертный семинар, в котором приняли участие представители Латвийской и Литовских железных дорог, нефтеперевалочных, логистических компаний, портов, дипломаты. Белорусскую сторону представили руководство и эксперты концерна "Белнефтехим", Белорусской железной дороги, Ассоциации европейского бизнеса.
Эксперты договорились в ходе встречи отработать вопрос возобновления работоспособности трубопроводной системы, позволяющей доставлять нефть из портов Латвии и Литвы в Беларусь. В ближайшее время будет создана рабочая группа, которая оценит технические детали и юридические аспекты проекта. На базе этого анализа планируется подготовить соглашение и выйти на межправительственный уровень.
На семинаре рассматривались также технические возможности, конкурентные преимущества и риски при организации поставок нефти в Беларусь через латвийский и литовский транзитные коридоры, возможные перспективные сценарии развития эффективной переработки сырья на НПЗ в Беларуси.
Ранее президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь должна покупать 40—50% нефти в России, а по 30% можно импортировать через порты Одессы и Прибалтики, из последней для транспортировки сырья можно построить трубу, в том числе с использованием дешевых американских кредитов. Также он заявил о необходимости продумать возможность реализации совместных проектов с иностранными компаниями — собственниками сырья и оценить перспективные рынки сбыта продукции.
"Мы могли бы, поставляя из альтернативных источников нефть через Украину по трубе Одесса — Броды, договорившись со странами Юго-Восточной Европы, вместе работать и поставлять нефтепродукты на этот рынок", — пояснил Лукашенко.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что Россия в отсутствие подписанных контрактов с 1 января 2020 года прекратила подачу нефти для НПЗ Беларуси. В течение января белорусская сторона работала над заключением новых контрактов на поставку нефти. Договориться удалось с нефтяными компаниями, входящими в периметр группы "Сафмар".
В конце февраля Беларусь договорилась с пятью неназванными российскими компаниями по поставкам нефти в первом квартале текущего года – по цене без премии к рынку. Также "Белнефтехим" поставит в марте через порт Клайпеды две партии российской нефти, купленной у трейдеров по цене без премии, один из танкеров уже прибыл в порт.
Помимо этого, Белорусская нефтяная компания и НПЗ ищут альтернативы российской нефти. В конце января был заключен контракт на поставку 80 тысяч тонн норвежской нефти для переработки на НПЗ "Нафтан", которая была поставлена через Клайпедский порт.
Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) планирует 5—6 марта направить из турецкого порта Джейхан первый танкер с нефтью для Беларуси с последующей ее транспортировкой по трубопроводу Одесса — Броды. Второй танкер ориентировочно будет отправлен в 20-х числах марта — из порта Супса. Суммарный объем поставок из Азербайджана — около 170 тысяч тонн нефти.
Польский оператор нефтепровода "Дружба" PERN решил технически подготовить трубопровод к транспортировке нефти реверсом в Беларусь. "Белнефтехим" рассчитывает начать переговоры с поставщиками сырья с его транспортировкой по этому маршруту.
Кроме того, сообщалось, что российская "дочка" белорусского гособъединения "Белоруснефть" — нефтяная компания "Янгпур" — будет поставлять добываемую в России нефть на белорусский рынок. "Компания "Янгпур" сейчас переориентирована на поставки нефти в Белоруссию, свои объемы она будет направлять на белорусский рынок ", — сообщили в пресс-службе "Белнефтехима". В 2019 году компания "Янгпур" планировала добыть 206 тысяч тонн нефти. Реализация нефти осуществляется через систему "Транснефти".
Из России в Беларусь ежегодно поставлялось около 24 миллионов тонн нефти. Поставки осуществляли компании "Роснефть", "Татнефть", "Газпромнефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз". Эксперты отмечают, что все альтернативные поставки нефти в Беларусь окажутся дороже, чем импорт из РФ.