Politico: как китайская торговля пришла в Европу

До сих пор на европейском рынке Alibaba удавалось предлагать лучшие цены, но не более быструю доставку, однако все может измениться
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 14 фев — Sputnik. За последний год китайский гигант электронной торговли Alibaba незаметно превратил бельгийский город Льеж в международный транспортный хаб и европейский логистический центр с аэропортом, в который круглосуточно прибывают товары из Китая, пишет Politico.

Инвестиции - ключевой элемент стратегии Alibaba в битве с Amazon за европейский рынок, один из самых богатых в мире. От этого уже выиграл Льеж, некогда процветающий промышленный центр, который заявил, что китайская компания вольет в его экономику свежую кровь.

Сеть Rimi накажет литовскую фирму за загрязнение Куршской косы

Однако чем больше Alibaba расширяется в Льеже, не без помощи бельгийского правительства, тем больше сопротивления встречает в городе. Местная оппозиция считает, что проблемы из-за китайской компании:- возросшее количество перелетов, автомобильные пробки, загрязнение воздуха и перегруженные почтовые отделения - перевешивают выгоды.

"Я не хочу жить в городе, где никто не может выспаться из-за тысяч самолетов, пролетающих над головами каждую ночь", - говорит основатель организации Watching Alibaba Франсуа Шреер на январской акции протеста в центре Льежа, на которую пришли около 50 человек.

"Как минимум, мы требуем остановки развития аэропорта", - добавил он.

Протестующие утверждают, что с жителями Льежа никто не обсудил планы по превращению города в европейский хаб Alibaba. Однако плакаты "Убирайся обратно в свою пещеру" вряд ли повлияют на китайскую компанию.

Инвестиции стали результатом жестких переговоров, в ходе которых Бельгии удалось "отбить" Alibaba у таких стран, как Германия и Нидерланды. Однако сейчас компания сталкивается с такой же негативной реакцией, с которой в Европе раньше встречали гигантов Силиконовой долины.

Депутат: Латвии надо обложить налогом Google, а не выжимать последнее из граждан

В 2018 году Google пришлось отказаться от планов по постройке кампуса в Берлине, а в магазинах Apple во Франции проходили многочисленные протесты активистов, возмущенных тем, как компания уходит от уплаты налогов. Теперь настала очередь и китайской компании.

Alibaba, однако, настаивает, что учитывает пожелания жителей Льежа и что не собирается замедлять или сворачивать свое развитие в городе.

"Наши инвестиции в аэропорт Льежа - это возможность для местного бизнеса, и мы надеемся на сотрудничество с ними в маркетинге и продаже бельгийских и европейских товаров в Китае и на других глобальных рынках", - говорит Дерек Сан, глава Cainiao, логистического отделения Alibaba.

Alibaba против Amazon

Инвестиции в Льеж позволят Alibaba, которая в 2018 году заработала в пять раз меньше Amazon, конкурировать с американским гигантом интернет-торговли посреди торговой войны США и Китая на фоне проблем китайской экономики. До сих пор на европейском рынке Alibaba удавалось предлагать лучшие цены, но не более быструю доставку.

Однако Льеж открыл компании дорогу на самые процветающие рынки Западной Европы, такие как Франция, Германия, Великобритания в Нидерланды, куда Alibaba сможет доставлять товары за несколько часов. Также компания обещает, что доставка из Китая в Европу не займет более 72 часов.

AliExpress - самый популярный сайт для интернет-покупок у латвийцев

Начало сотрудничеству было положено в 2018 году, когда Бельгия стала первой европейской страной, подписавшей торговую инициативу Alibaba, которая позволяет мелким и средним бельгийским компаниям продавать свои товары на сайте Aliexpress. Компания в ответ обещала вложить от 75 млн до 100 млн евро в строительство складов в районе Льежского аэропорта, что поможет создать 900 рабочих мест. Для этого придется разрушить ведущие к аэропорту дороги, водопровод, канализацию и электричество.

Бельгийская сторона предприняла немало усилий, чтобы заключить эту сделку. В прошлом году не менее 600 делегатов из Бельгии посетили штаб-квартиру Alibaba в Брюсселе, среди них - сестра короля Филиппа принцесса Астрид и тогдашний глава МИД страны Дидье Рейндерс. В прошлом году король Филипп сфотографировался с главой Alibaba Джеком Ма на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Предполагается, что расширение аэропорта принесет Льежу около 300 млн евро и позволит косвенно создать тысячи рабочих мест. Это будет важным подспорьем для региона, который пережил коллапс тяжелой промышленности начиная с 1960-х годов, и где уровень безработицы - 23,4% - выше, чем в других районах франкоязычной Бельгии.

Больше Франкфурта

Но протестующие все еще недовольны, в том числе и обещанием рабочих мест, - они наслышаны об ужасных условиях труда в сортировочных центрах Amazon. Также их волнует влияние Alibaba на окружающую среду. Сейчас в Европе все чаще призывают оценить влияние служб доставки на загрязнение воздуха.

"Нам здесь не нужны ни Alibaba, ни Amazon. Они несовместимы с борьбой с глобальным потеплением", - говорит Шреер.

Нет сомнений, что сотрудничество с Alibaba изменит Льеж. В 2019 году городской аэропорт, один из немногих круглосуточных европейских аэропортов, перевез 902 тысячи тонн товаров. После того, как склады Alibaba заработают в полную силу, Льежский аэропорт может превзойти крупнейшие грузовые аэропорты континента - Франкфуртский, который в 2018 году перевез более 2 млн тонн грузов, и парижский аэропорт имени Шарля де Голля (1,98 млн тонн).

Аэропорт Рига обрабатывает половину грузов в Балтии и ставит рекорды пассажиропотока

Таможня уже наняла еще 50 человек, чтобы обрабатывать увеличившееся количество посылок, и планирует нанять еще 50, увеличив общее количество таможенников до 300 человек. Однако количество посылок все равно невероятно велико. В 2018 году сквозь бельгийскую таможню прошли 9 млн посылок, а после того, как страна подписала сделку с Alibaba, их количество выросло до 360 млн. Таможня надеется на помощь искусственного интеллекта, чтобы находить среди грузов опасные товары, такие как отравленные игрушки или поддельные лекарства.

Однако защитников природы не устраивает сама бизнес-модель Alibaba, с грузовиками и самолетами, выбрасывающими парниковые газы в атмосферу. Кроме того, большинство самолетов и поездов сейчас возвращаются в Китай порожняком. Бельгия надеется заполнить их своими товарами - продуктами, лекарствами и товарами для детей.

Также европейцы опасаются притока некачественных китайских товаров - исследование 2018 года показало, что более половины небезопасных продуктов попало в Европу из Китая.