РИГА, 7 фев - Sputnik. Служба государственной безопасности (СГБ) Латвии и ведомство по борьбе с коррупцией на этой неделе серьезно перетряхнули Ригу.
Самыми резонансными стали события, когда СГБ в сотрудничестве с полицией безопасности Эстонии провела несколько обысков в Риге и Таллине по подозрению в нарушении международных санкций группой лиц.
Одним из объектов, где проводились обыски, стал офис Baltijas mediju alianse, который ретранслирует программы российского Первого Балтийского канала и REN TV. Почему спецслужбы решили "запустить руки" в русскоязычные СМИ?
Публицист, правозащитник Владимир Линдерман вместе с журналистом Михаилом Губиным обсуждают самые яркие события в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия на YouTube.
Могут прихлопнуть
Линдерман пояснил, что в офисе альянса Baltijas Mediju alianse, который владеет Первым Балтийским каналом и бумажным изданием "МК Латвия", обыски были проведены в связи с подозрением на нарушение по статье 84 Уголовного закона Латвии - нарушение режима санкций Евросоюза.
СГБ подозревает, что руководство компании подключило или к управлению, или к вопросам собственносити какого-то человека из России, против которого введены европейские санкции, запрещающие владеть активами на территории Евросоюза или контролировать их.
И, как отмечает Линдерман, судя по тому, что СГБ включила в список подозреванмых двоих человек, включая первое лицо - председателя правления Baltijas Mediju alianse Олега Солодова, если весомые доказательства против них есть, то и Первый Балтийский, и "МК Латвия" могут прихлопнуть - то есть арестовать на время следствия. Если же веских доказательств нет, то на период следствия этого сделано не будет.
Но самое интересное, отмечает Линдерман, это связь Первого Балтийского с экс-мэром Риги Нилом Ушковым и партией "Согласие".
"Когда еще в 2018 году начался наезд на Rīgas satiksme, не надо было быть провидцем, чтобы понять, что это атака на все ресурсы "Согласия" - информационные, финансовые, административные. И "Согласие" дожмут. Теперь Первый Батийский канал - это изюминка. А началось все после школьной реформы. После полной ликвидации школьного образования на русском языке латышским партиям "Согласие" перестало быть нужным. А до этого оно выполняло роль структуры, которая не дает выплеснуться возмущению русских", - пояснил Линдерман.
Он подчеркнул, что задача латышских властей - полностью ликвидировать русскую жизнь в Латвии - общественные организации, финансовые источники и, конечно, средства массовой информации.
Плюс - приближаются выборы в Рижскую думу, и латышские партии должны окончательно расчистить себе путь.
В Рижской думе тем временем прошли три подряд заседания, на которые не явилось большинство депутатов. Таким образом, можно сказать, что рижский градоначальник Олег Буров, договорившись с оппозицией, дал юридические основания распустить муниципалитет. В итоге события в Рижской думе настолько запутались, что многие даже потеряли интерес к этой теме. Так что же там происходит?
Кто еще на латышский не перешел?
Линдерман поясняет, что "мусорная" проблема, которую хотели назначить причиной роспуска Рижской думы, была недостаточной для того, чтобы действительно ее распустить. Поэтому процесс пошел дальше, причем таким образом, чтобы, к примеру, депутаты "Согласия" не смогли впоследствии ни к чему придраться.
Теперь же правящая коалиция в правительстве Латвии получила четкий повод думу распутить. Сам Буров отмечал, что выборы могут состояться 25 апреля. И уже известно, что бывший министр образования Карлис Шадурскис, известный как Черный Карлис, планирует заявить свою кандидатуру.
"Это интересный факт. Ведь Шадурскис своим участием снова вносит вопрос о школах и садах. Да, в принципе решение уже принято на государственном уровне. Но пока проблемы с реализацией. А работа в самоуправлении дает довольно большие возможности влиять на эту сферу. Он рассчитывает, что получит административно-материальные рычаги - кого-то поддержать, кого-то пожурить, кто плохо переходит на латышский. Но, как ни странно, при этом вопрос участия Шадурскиса открывает возможности для Русского союза Латвии (РСЛ). Потому что благодаря ему, скажем так, эта тема вообще будет в повестке Рижской думы", - заметил публицист.
Здесь можно как раз отметить, что в последнее время из повестки дня Сейма исчез вопрос о переводе на госязык детских садов, о поправке, которая, по сути, переводит все русские детские сады Латвии на латышский язык. Зато Сейм на днях изменил свою позицию по детским садам.
Сила Нацблока
Если депутаты ранее в первом чтении одобрили предложенные Нацблоком поправки о введении латышских групп во всех детских садах, то 6 февраля рассмотрение поправок сняли с повестки заседания.
Как рассказывала в интервью Sputnik Латвия юрист, правозащитник Елизавета Кривцова, в Сейм пришло письмо из ОБСЕ от комиссара по делам нацменьшинств. Линдерман пояснил, что в этом письме в достаточно мягкой форме, но абсолютно однозначно комиссар ОБСЕ пожурил латвийские власти за намерение ввести такие поравки.
Комиссар указал, что без консультаций с родителями государство не может принимать попдобные решения. Кроме того, по мнению комиссара, поправки не гарантируют, что нацменьшинства смогут учиться в детсадах на родном языке, а это нарушает регулу ЕС.
"По сумме обстоятельств это дело отложили. Отчасти это внушает надежду, но, с другой стороны, идеи националистов всегда одобрялись в Сейме не сразу", - заявил Линдерман.
А то, что Нацобъединение в Латвии имеет немалую силу, доказывает случай журналиста Леонида Рагозина, которому Управление по делам гражданства и миграции отказалось выдать постоянный вид на жительство в Латвии.
Интересно, что Рагозин прославился скандальными публикациями о латвийских нацпатриотах, в частности, не понравились Нацблоку публикации о связях их депутатов с неонацистами.
Линдерман считает, что отказ Рагозину в ПМЖ Латвии - это такой способ националистов отомстить ему, точнее, "поставить на место".
"Рагозин, когда публиковал свои статьи, забыл о том, что наехал на одну из партий правящей коалиции. Не на каких-то там нацистов, которые тайком свастики пишут. На партию с серьезными связями. Если бы он сидел в Латвии тихо и расхваливал бы ее, ругая Россию и местных русских, то никаких проблем у него бы не было", - подытожил Линдерман.