РИГА, 20 дек — Sputnik. Эпоха Рижской думы, начавшаяся в 2009 году, заканчивается? Ушаков возвращается в Ригу, чтобы "не бросить в беде рижан", как и обещал? Опальный Лембергс шутит? Что вообще происходит в Латвии? В этом разбираются публицист и общественник Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре самых острых и ярких событий политической повестки Латвии для Sputnik Латвия.
В латвийском правительстве в настоящий момент идут дебаты по поводу двух законопроектов - один так и называется "О роспуске Рижской думы". В пятницу, 20 декабря, этот законопроект приняли в Сейме в первом чтении. И другой проект — поправки к самой процедуре выборов в самоуправление.
Дума будет распущена
"Суть такая, что просто дело о роспуске Рижской думы слегка затянулось из-за того, что в самой правительственной коалиции возникло легкое недопонимание на почве разногласий на тему того, кому все-таки принадлежит государство. KPV LV выступила с особой точкой зрения, и я думаю, что раньше весны выборы точно не состоятся. Самой реалистичной выглядит дата 2 мая, которая уже была названа, потому что закон о роспуске должен пройти все чтения, а потом еще президент должен утвердить. Хотя уже можно не сомневаться, что дума будет распущена, что перевыборы будут", — полагает Линдерман.
Он подчеркнул, что считает сложившуюся ситуацию политическим переворотом на микроуровне, поскольку фундаментальных, законных оснований для роспуска Рижской думы нет. И мусорный кризис совсем не является поводом для свержения власти.
Линдерман пояснил, что буквально на днях был в Брюсселе, кроме того, в этом году побывал в Риме, и может сказать, что и там, и там существуют большие проблемы с мусором. Причем, как выразился публицист, если в Брюсселе еще туда-сюда, то в Риме мусорный коллапс не просто бросается в глаза, но еще и мощно ударяет в нос.
Но там это хозяйственные проблемы, и за это партии, которые управляют городом, поплатятся на выборах. Ведь чтобы вот так, как в Латвии, сверху распускать думу, должны быть совсем другие основания. К примеру, нарушение Конституции, нарушения закона или какие-то непримиримые внутренние противоречия.
"Так что в Риге это просто политическое решение, чтобы вернуть столицу латышским партиям", — считает Линдерман.
Ушаков вернется, а Лембергс не шутит?
И действительно, на фоне отсутствия своего мощного лидера — экс-мэра, а ныне евродепутата Нила Ушакова, сможет ли "Согласие" отстоять столицу? Возможно ли возвращение русского мэра в Рижскую думу? А что насчет намерения бывшего мэра Вентспилса Айварса Лембергса баллотироваться? Он пошутил или это серьезно? И на каком основании лидер "Согласия" Янис Урбанович считает, что партия все равно победит и на внеочередных выборах? И какие вообще расклады возможны?
Линдерман отмечает, что если вести речь о латышских партиях, то совершенно неважно, какая из них возьмет в Риге власть. Потому как они — вино из одной бочки, разлитое по разным бутылкам. Но зато можно сказать, что у Русского союза Латвии (РСЛ), возможно, есть шанс сформировать фракцию, потому что "Согласие" сильно подвело своего избирателя в вопросе образования и русского языка, и какая-то часть избирателей оценила усилия по сопротивлению РСЛ.
Но остается еще вопрос, сможет ли "Согласие" остаться у власти в Рижской думе? Линдерман замечает, что для них по-прежнему единственной палочкой-выручалочкой является Ушаков и его рейтинг это реальность. Но вернется ли он? Неизвестно. Сам он неопределенно высказывался на эту тему.
Но зато, если Ушаков возвращается, то это роскошный ход для пиарщиков "Согласия" — человек пренебрег безопасной и благополучной карьерой европолитика и возвращается к дорогим рижанам, выполняя обещание их не бросить. Такое триумфальное возвращение на белом коне.
А Лембергс, заявив в эфире RīgaTV 24, что, возможно, пойдет баллотироваться в Рижскую думу, мог и просто пошутить. Но если он примет участие в выборах в Риге, то такая комбинация будет напоминать ту, что разыграли "Согласие" и Шлесерс в 2009 году: когда партии идут вроде параллельно, "покусывая" друг друга, а потом в думе образуют коалицию.
"В принципе, это разумный рациональный вариант, в том числе для Лембергса. По-моему, "Согласие" не сможет собрать большинство без помощи какой-то латышской партии, ориентированной на хозяйственные вопросы. Если руководство "Согласия" и Лембергс договорятся и он решит вопросы со своим Союзом зеленых и крестьян (СЗК), то он гарантированно пройдет. Сам СЗК никогда не проходил в Риге, но Лембергс пройдет. И это будет тандем двух хозяйственников, подозреваемых в коррупции... Конечно, это вызовет мощный огонь со стороны латышских партий. Но такое может быть. Потому что "Честь служить Риге" прошла в думу только на "Согласии", но теперь это больше не вариант. Тем более, когда для латышских партий Рижская дума стала вопросом принципа, как ранее отстранение Ушакова. Так что на этот раз латыши тоже могут выдвинуть кого-нибудь такого, кто может стать противовесом таким персонам, как Ушаков или Лембергс. Только я пока не могу представить — кого", — признался Линдерман.
Самого же Лембергса, который основательно попал под санкции США, Линдерман считает политическим фокусником и хитрым человеком.
Публицист вспомнил, как Лембергс выступал на радио где-то в разгар очередных каких-то антирусских реформ, и ведущая тогда задала вопрос, что он думает по поводу закрытия русских школ, ликвидации русского образования. И Лембергс ответил: "Хорошо, что вы задали вопрос, касающийся русского языка. Как я люблю русский язык. А Толстой, а Пушкин". Он сказал очень много приятных слов для русской аудитории, но при этом не обошел острый политический вопрос и сохранил свой статус для латышей.
Когда власти хотят раздавить
"Но тем не менее ясно одно, когда государство принимает решение раздавить какого-нибудь олигарха, оно его обычно додавливает. Тут еще людям в правительстве Латвии удалось договориться с американцами. У тех там тоже свой интерес, они по своим причинам Лембергса не любят и его постараются выпихнуть из латвийской политики. Но меня в этом наезде на Лембергса интересует не столько его личная судьба, сколько правовая сторона дела. Такое впечатление, что Латвия из сферы закона скатывается в варварское состояние. У Лембергса нет ни одного судебного приговора. И на его примере становится видно формирование карательной системы контроля за финансами в Латвии. И эти репрессии могут коснуться широкого круга людей", — заметил Линдерман.
По его словам, дело в том, что на лицо отмена презумпции невиновности. Человек должен сам доказывать, что деньги у него легальные. А если он не может доказать, то автоматом считается, что эти деньги нелегальные. Плюс — в любом уголовном производстве есть принцип, что обвиняемый может молчать. Такая тактика: "я ничего не говорю", доказывайте сами. А в Латвии теперь получается, что человек молчать не может, а сам должен доказывать легальность денег.
"Понятно, что первый удар наносится по таким, как Лембергс, а потом уже можно так делать с кем угодно. Не в защиту Лембергса так говорю, а в защиту принципа", — подчеркнул публицист.
Но в последнее время появилась еще одна странная для Латвии тенденция. Какая-то кампания нападок на Нацобъединение. Недавно их обвинили в дружбе с британскими неонацистами, а теперь на сайте расследований Re:Baltica появился материал о сотрудничестве политиков из Нацобъединения с украинскими ультраправыми экстремистами, в том числе с печально известным батальоном "Азов". Якобы у них общая идея "Междуморья" — союза стран между Черным и Балтийским морями.
История с помойки
Линдерман пояснил, что "Интермариум", или "Междуморье", — попытка создать такой блок государств, куда должны по идее националистов войти Польша, Чехия, все страны Балтии, Беларусь, Украина и даже, может, часть России. И возник этот проект еще на фоне падения царизма в России. Но идея тогда, как заметил публицист, "благополучно сдохла, отправившись на помойку истории, и только какие-то чудаки ее развивали".
"Сейчас идея "Междуморья" немного воскресла, потому что ряд восточноевропейских националистов решили, что Запад деградирует, Россия "угрожает", поэтому надо создать третью силу в Восточной Европе. Такую настоящую "белую" Европу, которая будет противостоять двум "варварам". Форпост такой "белой власти".
В Латвии этой идеей увлеклись несколько представителей Нациобъединения, включая их генсекретаря Райвиса Зелтитса. Но тут возникла ситуация такая: раньше американцы поддерживали остро радикальный "Азов". А теперь и на уровне конгресса и парламента собираются признать его террористической организацией. И когда они это сделают, все-все, кто с "Азовом" сотрудничает, станут спонсорами террористов", — сказал Линдерман.
"Какая-то черная кошка пробежала между нашими национал-радикалами или национал-либералами и они вовсю наезжают на Дзинтарса и его команду Нацобъединения за то, что сотрудничают с расистами. И им может даже быть поставлен ультиматум — либо вы прекращаете это порочное сотрудничество, либо мы выкинем вас из правительства. И это определенно трения внутри латышских партий. Чувствуется, что радикальные националисты недовольны тем, что их хотят ограничить и выпихнуть. А правящих можно понять — в правительство Латвии не должна входить партия, которая сотрудничает с организацией, считающейся террористической в США. Вот такой расклад", — заключил публицист.