Как власти Латвии решились "раздражать русских": о чем писали латышские СМИ

Автор школьной реформы гордится ей и рассказывает, как так получилось, что до сих пор ее продвижение шло так гладко. Почему те, кто оказался в "мешках КГБ", не чувствуют вины? Виноделие в Латвии набирает обороты
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Газета Neatkarīga Rīta Avīze в лице журналистки Элиты Вейдемане встретилась с отцом школьной реформы, бывшим министром образования Карлисом "черным Карлисом" Шадурским. Разговор, в том числе, зашел о том, как удалось протолкнуть в Сейме решение о переводе всего образования — среднего и высшего - на латышский язык.

"Когда-нибудь мою реформу оценят"

Вот такой диалог состоялся между журналисткой Вейдемане и "черным Карлисом":

– В Европарламенте хорошая зарплата, обязательно стоило согласиться хотя бы на время стать депутатом.

Русские Латвии отказались подчиняться властям: заявили о готовности бойкотировать школы

– Все опять только о зарплате говорят... Ну конечно, человеку ведь надо за счет чего-то жить, хлебушек покупать.

– Не хлебом единым живем... По-моему, самым важным в вашем министерстве было решение перейти на латышский язык обучение в образовательной системе.

– Это что-то, за что самого себя хочется похлопать по плечу.

– Эту идею все время двигало Национальное объединение.

– К этому делу есть несколько подходов: или ты непрестанно обращаешь на него внимание, за что Национальному объединению спасибо, или пытаешься что-то реально сделать. Времени прошло очень много - с 2014 года. Но мое убеждение таково, что в таком деле нельзя рисковать. Если ты серьезно поднимаешь вопрос, то нельзя позволить, чтобы он провалился. Будет только хуже. Более того, дела можно делать только тогда, когда если есть большинство в Сейме.

"Раздражать русских"

Понятно, что Нацобъединение всегда "за". Прежнее правительство создавали Союз зеленых и крестьян (СЗК), Нацобъединение и "Единство", но без СЗК не было большинства. Сказать откровенно, в этой ситуации сильно помог президент Раймондс Вейонис со своей инициативой об автоматической регистрации детей неграждан гражданами ЛР. Так как, при существовании в Латвии двойной образовательной системы возникал вопрос: какое образование получат эти автоматически зарегистрированные граждане? В какой культурной среде вырастут?

Сейчас видим, что есть примерно пятая часть говорящей по-русски молодежи, что неспособная жить в латышской культурной среде. Это огромный риск - реализовывать эту автоматическую раздачу гражданства. У нас в то время была дискуссия о том, что в таком случае надо вводить единую систему образования. Это стало фактором, который придал уверенности последовательно идти к образованию на латышском языке.

– Еще одним фактором могла быть близость выборов.

– Да, но это было связано с известным иском: как станет действовать СЗК?

– Можно ли тогда сказать, что СЗК был против введения государственного языка во всей образовательной системе.

Как Латвия вытесняет русский язык из образования

– Да, можно. Помню, состоялась встреча СЗК с "Единством" и позиция СЗК была ясной: не раздражать русских, не трогать язык обучения. Однако тогда, когда выборы уже были близки, появились сигналы, что CЗК мог бы поддержать введение государственного языка во всей системе образования. Прямо перед выборами похоронить языковую реформу — это было бы безумием.

Затем Шадурскис рассказал, что после того, как из Департамента образования ушла Эвия Папуле, которая на тот момент задружилась с "Согласием", дела пошли как по маслу. Экс-министр раскрыл и маленькую хитрость. Ведь поначалу речь шла только о переводе на латышский язык средней школы, однако затем автоматически и весьма успешно идея переросла и на вузы, в том числе, частные.

Есть проблема

Однако Шадурскис признает, что есть проблема. И она не в учениках, а в учителях. Что часть справок о владении государственным языков не соответствует реальности. Зная все это, министерство установило переходный период и весьма гуманные условия — без штрафов. Если справка поддельная, педагогам предлагается идти на бесплатный курсы языка и методики преподавания. В этой обрасти колоссальную работу проделало Агентство латышского языка.

Как бы то ни было, Шадурскис уверен, что через 5-10 лет общество реформу примет. Ведь дети русских детей — как все нормальные люди, все-таки хотят своим детям лучшего. И детей не надо вмешивать в политические игры.

Речь зашла и о девочке-активистке зеленого мышления Грете Тунберг, "порвавшей" своим выступлением аудиторию ООН, СМИ и социальные сети. По мнению Шадурскиса, эту девочку просто используют. И миллионы людей с этим соглашаются. В свое время был такой преподаватель научного коммунизма Микелис Ашманис, и он однажды сказал: "В любой общественно-экономической формации дураки – определяющий слой общества".

Подумалось, - а не дураки ли в данном случае русские Латвии, что так легко позволяют авантюристам и политическими пустословам переделывать своих детей из русских в латышей?

"Мешки" открыли, а там одни "герои"

К многострадальной теме мешков КГБ на портале разоблачений Pietiek.com обратился Атис Приедитис.

Любопытство не порок: каждый третий латвиец уже порылся в "мешках ЧК"

"Открыты "мешки ЧК" и, как оказалось, совершенно зря. Почти все, чьи фамилии там обнаружились, категорически отрицают факт своего сотрудничества с КГБ, не говоря уже о каком-то чувстве вины – никто ведь от стукачества не пострадал, никакого расследования вообще быть не может". - Пишет автор. - Далее последовали мои размышления, отмечу, что доступа к документам КГБ у меня совсем нет, но из того, что было опубликовано, я узнал имена более 20 человек, которые знакомы мне лично".

Изначально, утверждает Приедитис, главным виноватым был тот, кто "сам напросился". Уже потом следовало одно или несколько сообщений в органы, и те начинали работать. Кто-то из высших чинов КГБ принимал решение начать слежку. Как это делалось описано довольно подробно. Уже в процессе слежки становилось понятно, что человек, который "сам напросился" действительно очень опасен и его начинали преследовать. При этом, Приедитис пишет о 1986 годе, когда преследований, как принято считать, вообще не было.

Целью преследования было заставить человека осознать, что он думает и действует неправильно. Этот человек должен был пойти в КГБ и во всем признаться, пообещать исправиться и согласится стучать. Однако, были и те, кто так не поступал и продолжал думать и действовать неправильно. И тогда запускался самый страшный механизм преследования – психологический террор, использовалось даже психотропное оружие, утверждает автор. О таком оружие, которого официально нет, сейчас много пишут в интернете.

В результате человек, который продолжал сопротивляться, кончал жизнь самоубийством или погибал после "несчастного случая". Сами сотрудники КГБ утверждают в анонимных публикациях, что убийство человека было "перебором". Виновных в нем агентов наказывали.

А теперь ответ на тот самый вопрос – почему же в сегодняшней Латвии никто не чувствует вины. А как иначе - каждый ведь сделал какую-то "малость". Один заказал преследование, другие стучали, третьи организовывали, кто-то делал "черную работу". Каждый по чуть-чуть, а больше всего виноват тот, кто "сам напросился". Странно, но именно так все это описывает большинство латышских СМИ сейчас. Самые страшные преступники это те, кому удалось выжить. Но о них нет ни одной публикации.

"Хуторское мышление не годится"

Под таким заголовком Diena публикует материал о ввозе в Латвию иностранной рабочей силы, о чем сегодня раздумывают уже 27% отечественных предпринимателей.

"Нехватка рабочей силы": продавщица потребовала от польской пары говорить на латышском

"Первично нужно привлечь квалифицированную", - отмечается в исследовании CV-Online Latvia, но требуются и работники более низкого уровня компетенции, "которые могли бы выполнять нужные обществу функции за соответствующую оплату". Ограничивает участие иностранцев на местном рынке труда долгое ожидание разрешения — 3-4 месяца.

"В области информационных технологий, где работников недостает особенно, за столь долгий период времени трудно удержать интерес потенциального сотрудника, ибо одновременно он определенно ведет переговоры еще по меньшей мере с тремя рабочими местами в разных государствах", - констатирует генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгельсоне.

Предприниматель в сфере найма персонала Ким Леандерсон считает, что Латвии нужно больше рассказывать о себе: "У людей, которые здесь не были и не жили, нет представления о красивой природе, ее разнообразии, доступности инфраструктуры, культуре, отношении уровня жизни к затратам".

По винной дороге вокруг Латвии

Наш климат с каждым годом становится все более и более приемлемым для выращивания винограда, - пишет Latvijas AvIze. "Сбор нового урожая идет полным ходом, созрел и виноград, насаждения которого в Латвии в последние десятилетия существенно расширились благодаря виноградарям, желающим доказать, что и у нас, в северной стране, возможно делать качественные вина из своих ягод".

Латвийское общество виноградарей и виноделов объединяет 12 хозяйств из Курземе, Видземе и Латгале. Основоположником можно считать герцога Екаба, высадившего рейнскую лозу в долине реки Абавы от Кулдиги до Ренды. "Вино, произведенное из выращенного там винограда, хранилось в трех погребах Кулдигского замка. Вино было хорошего качества, но кисловатое".

Сделано в Латвии: рабарбаровое игристое - брют по-латвийски

Виноградарь Эвия Копштале выращивает в Сабиле несколько сортов - "Зилга", "Альфа" и "Хасанский сладкий" (с Дальнего Востока). Винодел Янис Блумис из видземского села Наукшени произвел в прошлом году всего 153 бутыли виноградного вина, зато оно является самым северным в Латвии.

"Этот год для садоводов был удачным и одновременно очень напряженным", - пишет газета. А председатель общества виноградарей и виноделов Ричард Иванов полагает, что "если также следующие лета в силу климатических изменений будут столь же теплыми, выращивание винограда в Латвии может стать все более перспективной отраслью".

Также газета публикует винодельни, составляющие адреса винного тура по Латвии.