Ставшие достоянием общественности противоречия между российским продюсером Игорем Крутым и латышской певицей Лаймой Вайкуле наконец-то получили оценку в латышской прессе.
Напомним, что продюсер и организатор конкурса "Новая волна" Игорь Крутой признался, что обижен на Вайкуле за то, что она утроила в городе свой собственный фестиваль в то время, как шли переговоры о возвращении конкурса в Юрмалу. Тем самым она "перебежала" Крутому дорогу.
Сама Вайкуле прокомментировала слова композитора, сказав, что выступает только за возвращение конкурса в Юрмалу, где места хватит всем. Тем более, что в Юрмале так много русскоязычной публики.
Не нужны "ваши деньги"
Журналист Марис Антоневичс в своей колонке в Latvijas Avīze спешит развеять неприятный осадок, ведь многие могли подумать, что латыши только и мечтают, чтобы "Волна" вернулась. А это не так.
Автор упоминает некоего скандального российского политика, имя которого не называет, чтобы не рекламировать лишний раз, который в интернете утверждал, что Латвия отчаянно пытается добиться, чтобы в Латвию вернулся "балаган русской попмузыки "Новая Волна".
Антоневичс напоминает, что организаторы "Новой волны" сами обиделись и решили, что им в Юрмале нечего делать после того, как министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс включил в "черный список" трех певцов, которые особенно рьяно агитировали за Путина и Крым, как составную часть России.
И, как отмечает автор, по прошествию времени оказалось, что туристов в Юрмале хватает и без "Новой Волны", которая уже долгое время "попахивала нечистыми деньгами российского политбизнеса". Об этом в своих комментариях писали даже западные эксперты. "Игровая площадка российского бизнеса, политики и преступности" - так в свое время в контексте "Новой волны" писала про Латвию британская газета The Guardian. Раз так, считает автор, было бы безумием тащить все это обратно.
Вайкуле пригласила "Волну" обратно
Конечно, вести про возвращение в Юрмалу "Новой волны" возбудили публику и в русских соцсетях. В основном комментарии примерно такие: латыши захотели российских денег, но сами виноваты, что с нами не дружат и ведут себя не вежливо, поэтому пускай сидят на диете, пускай Европа их кормит! (Это, естественно, самая мягкая версия).
Эту информацию можно было бы не замечать вовсе, однако хотелось бы разобраться, что к чему, пишет журналист. Оказывается, что вовсе не какие-то латыши тащат "Новую Волну" обратно в Юрмалу, но сам "отец" конкурса Игорь Крутой стал скучать и желал уже вернуться, однако его предательски опередила бывший партнер Лайма Вайкуле, которая использовала момент, чтобы создать свой собственный фестиваль, который особо и не отличается от "Новой Волны".
Развернулось заочное выяснение отношений между Вайкуле и Крутым, в ходе которого Лайма наивно заявила, что не имеет ничего против "Новой Волны" в Юрмале, где места хватило бы всем. Таким образом Вайкуле как бы от имени всей Латвии приглашает "Новую Волну" обратно в Латвию, возмущается Антоневичс.
Влияние России в Латвии уменьшается, но оно оставило свои следы, с которыми еще долго придется сталкиваться, сокрушается автор.
ВНЖ, инвесторы, нерезиденты
В программе временного вида на жительство (ВНЖ) можно ввести дополнительное регулирование и критерии для инвесторов из третьих стран, рассказал в интервью Deienas Biznes министр экономики Ральфc Немиро.
И если такой инвестор-нерезидент захочет инвестировать в Латвию, используя программу ВНЖ, и построить многоэтажные дома, это было бы очень позитивно, так как увеличило бы доступность жилья.
В свое время в Латвии успешно работала программа временного вида на жительство (ВНЖ), которая, например, в 2015 году в госбюджет принесла 1,3 млрд евро. Как вы считаете, возможно, надо вернуть эту программу, предлагая благоприятные условия для инвесторов из третьих стран? Спрашивает у Немиро корреспондент.
По мысли министра, у этой медали две стороны. В связи с определенными геополитическими происшествиями ситуация в мире изменилась, поэтому к таким программам приковано особое внимание. И в общем европейском контексте Латвии надо с этим считаться. Однако министр не считает, что существует большая необходимость разделять инвесторов в отношении их принадлежности к государству, надо смотреть на их инвесторский профиль.
Например, инвесторы из США – тоже нерезиденты. Латвии, скорее, надо бы быть осторожнее с тем, чтобы инвесторы не покупали здесь много недвижимости, которая пустует. Поэтому в отношении такой программы можно было бы ввести дополнительное регулирование и критерии.
Не секрет, что с доступностью жилья в Латвии есть большие проблемы. Возможно, инвестор, который придет как нерезидент, используя программу ВНЖ, захочет построить здесь большие многоэтажные дома, что было бы очень позитивно для повышения доступности жилья.
Еще один аспект заключается в том, что, что большая часть проходящих по программе ВНЖ была связана с денежным потоком в Латвию. Банки получили штрафы за то, что не были достаточно осторожными поэтому значительный приток в госбюджет был связан именно с этими штрафами.
Но Немиро выразил уверенность в том, что программа ВНЖ в отношении честных нерезидентов, все же, хорошая. Можно дискутировать о дополнительных критериях для таких инвесторов, но нельзя отрицать то, что инвестиции необходимы.
Сойдет любой инвестор
Может ли министр вопрос ВНЖ поднять на уровне правительства?
На этот вопрос министр отвечает осторожно. Дескать, пока что запланировали дискуссию. Позиция различных членов правительства понятна, поэтому нерационально сразу идти туда с предложением, которое, возможно, не получит поддержку так просто. Правильный путь – встретиться с партнерами по сотрудничеству, показать цифры, поговорить о критериях и тогда уже поднять вопрос на более широкий уровень.
Не исключено, что этот вопрос может получить и резонанс в обществе, но, если общество поймет, какой вклад это даст в экономику и в доступность жилья, будут понятные и контролируемые критерии, тогда этот вопрос можно продвигать вперед.
Немиро еще раз подчеркнул, что государственная принадлежность инвестора не важна, так как человек не виноват, что он родился в том или ином государстве. Если он успешный и честный предприниматель, почему он в рамках свободного потока капитала не выбрал бы работать в Евросоюзе? Не секрет, что, например, во Франции очень много инвесторов, как и в Великобритании. Да, в Латвии понимают, что проверки инвесторов нужны, но инвестиции необходимо поддерживать.
Гости президента - не ваше дело
Какое-то время назад в обзоре латышской прессы Sputnik Латвия писал, что на бал после инаугурации нового президента Левитса, по мысли портала Pietiek.com, были приглашены сомнительные, порочащие облик Латвии и даже выступающие против ее независимости персоны.
Символ политического хапуги - Байба Рубеса, недавно обнаруженный в "мешках КГБ" местный православный босс. Самый элитарный ("да ты знаешь, кто я"?) представитель элиты Артусс Кайминьш. Андрис Америкс, чью кличку знают даже пятилетние детишки. Подозреваемый в тяжком преступлении Юрис Юрашс. И так далее, и так далее. И над всеми, как корона, - знаменитейший в Латвии Андрис Шкеле. И самое ужасное — "интерфронтовка" Татьяна Жданок
Портал послал запрос об этом безобразии канцелярии президента. И получил ответ. Но этот ответ показался владельцу портала Лато Лапсе не полным. Из него вытекает, что у общества (в лице Pietiek.com) нет никакого права запрашивать информацию ни о критериях, какими руководствовался Левитс, приглашая гостей на свою вечеринку в честь инаугурации, ни оценку деятельности этих лиц даже в том случае, если их имена обнаружены в мешках чекистских стукачей, и когда они известны как активные противники независимости Латвии.
Поэтому у общества нет никакой возможности узнать, по каким критериям Левитс выбирал своих "особых" гостей. Все это становится ясно из ответа президентской канцелярии на официальный запрос информации. Портал публикует этот ответ, благо он лаконичен: "В соответствии с правами, определенными Законом об обеспечении деятельности президента страны, Канцелярия приготовила список гостей инаугурации президента, принимая во внимание традиции протокола и покрывая по возможности более широкий круг представителей различных сфер. Список гостей был согласован с президентом государства".
Несмотря на такой ответ Pietiek.com остался неудовлетворенным полученной информацией и послал в Канцелярию президентства новый список вопросов по данному поводу. Всего в списке 25 вопросов.
Почему Рига теряет центр?
Исторический центр Риги хорошеет на глазах, однако все равно в этой части столицы немало зданий, которые стоят пустыми, постепенно превращаясь в руины. По мнению нового мэра Риги Олега Бурова, причина в том, в центре живет все меньше людей. Об этом он рассказал в интервью Neatkarīgā Rīta Avīze.
По вполне здравому рассуждению Бурова, ситуация в Латвии такова, что люди не могут позволить себе квартиру в центре города. То, что центр пустеет, - проблема не только Риги. Во многих местах Европы отмечается схожая тенденция – в центре городов создаются офисы, а вечерами людей нет.
Мэр пояснил, что Рижская дума не может создать какой-то жилой фонд. Она может софинансированием или налоговыми льготами способствовать тому, чтобы фасады исторического центра приводились в порядок.
Среди зданий, которые своим видом уродуют лицо города, можно назвать знаменитый дом, памятник архитектуры на углу улиц Бривибас и Матиса, который стоит пустой и превращается в руины. Это частный дом, у которого были местные владельцы, но потом они судились, а сейчас дом купил предприниматель из Армении, который планирует создать в нем гостиницу. Повышенная налоговая ставка к дому применяется уже давно.
Проблема еще и в том, что на первом этаже здания ведется бизнес. Здесь работают магазин Lats и игорный зал Fenikss, но у их посетителей нет никакой гарантии, в каком состоянии перекрытия. В какой-то миг эти перекрытия могут рухнуть. Уже полгода назад Рижская дума приняла решение о принудительном ремонте, у которого есть конкретные сроки.
Дума также может штрафовать владельца до 10 тысяч евро в неделю, и это делается. Но отобрать имущество она не может, ведь на дворе не 1917-й и не 1940 год, заключил рижский мэр.