РИГА, 16 июл — Sputnik. В последнее время государство пытается активнее контролировать жизнь своих граждан через их имущество, заявил бывший председатель Конституционного суда Латвии (суда Сатверсме), а ныне лектор Латвийского университета Гунарс Кутрис в интервью газете Neatkarīga Rīta Avīze.
В июне Служба госдоходов (СГД) сообщила, что планирует вести проверки на дорогах: если человек перевозит незадекларированную сумму свыше десяти тысяч евро, деньги конфискуют, потребовав доказать законность их происхождения.
Комментируя данную инициативу, Кутрис сказал, что в последние годы часто сталкивается со случаями, когда госучреждения и законодатели стараются ограничить свободу личности. Так, именно в последние пять лет особые ограничения применяются к праву человека свободно пользоваться своим имуществом.
Конечно, понятен фискальный интерес государства. Борьба с наличными ведется и в рамках войны против отмывания преступно нажитых средств. Этим, конечно, следует заниматься, и можно установить обязанность декларировать определенные суммы в наличных, перевозимые через границу. Такой закон действует с 2007 года, но до сих пор он касался денежных средств, ввозимых в ЕС, так что ничего нового в нем нет.
Однако, по выражению юриста, тупость поправок, вступивших в силу в Латвии с 1 июля, в том, что необходимо декларировать провоз денег, въезжая в страну даже из Литвы или Эстонии.
"Может, это запланированная акция, направленная на возвращение Латвии к своей денежной системе? Маловероятно", - считает Кутрис.
Он также не верит, что на границы с соседними странами вернут пункты таможенного контроля. Скорее всего, эта норма закона введена для того, чтобы у наших властей было законное основание остановить, проверить, конфисковать.
Если деньги задекларированы, отнять их нельзя. Однако и тут СГД имеет право потребовать раскрыть их происхождение.
И в этом выражается желание властей полицейского государства контролировать все действия человека с помощью его имущества, считает бывший глава суда Сатверсме.
По его убеждению, контролировать и ограничивать человека в его правах можно только тогда, когда этот он своими действиями представляет угрозу другим. Для этого прежде всего необходимо иметь обоснованные подозрения или обвинения. Однако зная, каково отношение наших депутатов и министров к законности, кажется, что им важнее возможность конфискации имущества безо всяких обвинений.
Есть еще один вопрос, связанный с этой темой. Теперь в Латвии большие платежи можно провести только через банк. Но зачем заставлять людей использовать услуги частного банка? По мысли Кутриса, такого быть не должно. Свободный человек не должен докладывать, как он распоряжается собственными деньгами. Однако власти очень хотят контролировать его жизнь. По сути, через административные меры государство заставляет человека оправдываться.
В нормальном правовом государстве, где нет такого репрессивно-полицейского подхода, государство сначала должно констатировать, что деньги того или иного лица добыты незаконным путем, предъявить ему обвинения, и только потом он вынужден будет оправдывать откуда у него деньги. А вовсе не считать, что в любом случае любая крупная сумма получена преступным путем, отметил Кутрис.
Недавно генеральный директор СГД Иева Яунземе прокомментировала поправки об ограничении сделок с наличными и рассказала, кого могут ждать "засады" Службы госдоходов.
Между тем многие предприниматели, особенно владельцы малого бизнеса в сфере общепита, жалуются на репрессии со стороны СГД и на то, что налоговики априори считают любого предпринимателя преступником. А СМИ чуть ли не каждый день сообщают о закрытии или бедственном положении предприятий из-за действий СГД.
СГД уже "срывает резьбу": латвийский бизнес считает налоговиков палачами>>