РИГА, 28 фев — Sputnik. Поправки к закону, предусматривающие значительное ограничение сделок с наличными деньгами в Латвии, похоже, все сильнее вызывают волну народного недовольства.
Пользователи соцсетей активно делятся историей некой Илзе Ванаги, бывшей работницы Службы пробации и члена Новой консервативной партии. Она на примерах из своей жизни очень наглядно рассказала, почему не доверяет финансовым учреждениям.
"Почему я против виртуальных денег? В своей не слишком длинной жизни я однако достаточно часто сталкивалась с "надежностью" банков.
- В 18 лет c книжечкой "Сберкассы" гордо отправилась получать сбережения родителей. В банке сообщили, что мне нужно заплатить 10 латов за содержание счета и что на нем ничего нет. Ладно, проглотила. Обмен денег, у кого не случается… Но накоплений не было, был только долг.
- В Банке "Балтия", слава богу, у родителей вкладов не было, но видела, как люди теряли свои деньги. Можно говорить, что жадность, риск и так далее. Но деньги улетучились.
- "Крайбанка" - с утра спохватились, что картой нельзя заплатить, и радовались, что в кошельке остались наличные, чтобы можно было уехать с заправки не как вор.
- Parex, AB…
- Создавали накопления для детей в банке, которые пришлось снять во время кризиса, но деньги были выданы только спустя 3 месяца (с момента запроса), а также банк снял проценты за обслуживание, накопленные проценты и в результате получили сумму, которая была сильно меньше той, что вложили.
- "Успешно" обслуживающиеся банками пенсионные фонды. О какой профессиональности и надежности можно говорить, если получается не доход, а убытки?
- Живя в регионе, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда идя в магазин, продавщица вовремя сообщает - терминал не работает, надо платить наличными. Банкоматов вблизи нет. И что - либо остался голодным, либо ищи наличные".
Перечисляет причины своего недоверия к банкам на своей странице в Facebook Илзе Ванага. После чего женщина резюмирует, что все ограничения по использованию наличности идут на пользу лишь банкам, которые на этом только заработают.
"Можно говорить о благородных целях контролировать нелегальные денежные потоки, терроризм и так далее. Но не за счет честных жителей. Контролируйте козлов отпущения, а не делайте всех такими, и еще даете возможность заработать банкам. Если террорист готов к своему поступку, то сомневаюсь, что его заинтересует хорошая машина, купит какую-нибудь развалюху и счастливый сделает свое… В свою очередь, ты не сможешь манипулировать наличными или копить их в банке под яблоней…" - негодует женщина.
Лишь единицы попытались возразить Илзе Ванаге: подавляющее большинство пользователей соцсетей поддержали возмущение жительницы Латвии.
"Это уже всем ясно, что никакой связи с борьбой против терроризма тут нет. Это все для того, чтобы каждый шаг обычных смертных был под контролем, там наверху они думают, что народ верит в этот "булшит", - соглашается Динс Грантс.
"С этим сталкивался, когда меняли деньги и все накопления для ребенка сгорели, действительно, лучше хранить в носке", - делится своим опытом Марис Либекс.
"Правильно, они собираются бороться с честными. Воры их вообще не интересуют", - считает Янис Пуките.
В свою очередь Байба Зиле интересуется, в чем заключается смысл этого поста. "Копить в банке? Сейчас это окей, так как процентов нет", - соглашается она. Но Илзе Ванага уточняет, что смысл ее рассказа в том, что у людей отнимаются контроль и возможность распоряжаться своими деньгами и законом определяется единственно верный способ, как это можно делать.
"И не забудьте, что, накапливая в банке, с твоих процентов будет снят налог, а затем еще нужно отнять инфляцию и так далее. Результат равносилен тому, как копить в банке… Только в банке у тебя к деньгам доступ моментальный и без комиссионной платы", - уточняет Илзе.
В планах министерства финансов вообще минимизировать сделки с наличными в стране. То есть ведомство стремится практически полностью, насколько это возможно, перейти на безналичные расчеты в дальнейшем. После введения этих изменений Минфин планирует, что поступления в бюджете 2019 года вырастут на 675 тысяч евро, в последующие годы на 900 тысяч евро.
Кабинет министров поддержал подготовленные Минфином поправки к закону о налогах и пошлинах, но предположительно поправки вступят в силу с мая - решение по ним еще должен принять Сейм.