РИГА, 9 апр — Sputnik. Власти Латвии хотят ограничить расчеты наличными не столько для борьбы с теневой экономикой, сколько для того, чтобы залезть гражданам в карман. Удар по наличным — это удар по самым низким слоям населения, заявил партнер AS BDO Latvia, юрист Янис Зелменис в интервью журналу "Открытый город".
В начале апреля Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к закону о налогах и пошлинах, предусматривающие запрет на расчеты наличными в сделках с недвижимостью. Изначально Минфин предлагал ограничить еще и расчеты наличными в сделках по приобретение транспортных средств и снизить лимит на расчеты наличными с 7200 до 3000 евро, однако Сейм пока на такие меры не пошел.
Однако обсуждение поправок взбудоражило не только участников рынка автомобилей или недвижимости, но и рядовых покупателей супермаркетов, семьи трудовых мигрантов, которым шлют деньги уехавшие дети, пенсионеров, получающих пенсию на дому и т.д. Да и у правозащитников по этому поводу возникает резонный вопрос: как это сочетается со свободой и неприкосновенностью частной жизни?
Легче застрелить, чем лечить
По словам юриста Яниса Зелмениса, Латвия по уровню ограничений на использование наличных среди европейских стран находится где-то посередине: есть те, где в этом плане все намного более либерально, но есть и другие – где отношение к кэшу чуть жестче.
Юрист обратил внимание, что об ужесточении лимитов на использование наличных в Латвии заговорили именно сейчас. Зелменис считает, что населению таким образом подсовывают псевдострашилки про теневую экономику, чтобы человек не думал, почему он плохо живет, почему страна не развивается.
"Вместо того чтобы говорить предметно о претензиях тех же Moneyval или FinCEN, или конкретно разбираться в ошибках ABLV, людям подсовывают псевдострашилки и пытаются их вести по ложному пути. (…) Обратите внимание, никто не дискутирует о том, как мы будем выходить из воровской схемы OIK в 5 миллиардов евро! Вместо этого нас втягивают в дискуссию о вреде наличных денег", - заявил Зелменис.
По мнению адвоката, в Латвии в теневой экономикой предметно никто не борется, рецепт – не лечить, а расстрелять. Об этом свидетельствует и ситуация с закрытием ABLV и другими банками и другие примеры.
"Именно так выглядит наша борьба с теневой экономикой. Представьте, у нас масса хронических больных, у нас недоученные доктора, плохо работающая медицинская инспекция и т.д. и т.п. Но вместо того, чтобы разбираться с этими конкретными проблемами, мы готовы ставить больных к стенке — чтобы их вообще не было. (…) Подобным образом пытаются уничтожить и банки, работающие с нерезидентами. Мы же фундаментально губим отрасль, ничего не создавая взамен", - сказал юрист.
Зелменис считает, что борьба с наличными – это псевдореформы.
"По сути, создается параллельное законодательство, в котором нет презумпции невиновности: FinCEN закрывает банк без суда и следствия, Минфин решает, сколько частных банков должно остаться, СГД требует себе право конфисковывать кэш..." - сказал адвокат, выразив уверенность, что такой тоталитарный контроль больше подходит для авторитарных режимов.
"Как адвокат, я не могу представить, как бы вы могли защищаться в нашей системе правосудия без денег. Если вас вдруг в чем-нибудь обвинят, заведут уголовное дело, арестуют ваши счета, попробуйте-ка найти справедливость в нашей прокуратуре или суде с пустыми карманами. А как лечиться без денег? Да те же банковские автоматы и интернет-банки нередко дают сбои. Как вы себя будете чувствовать, оказавшись в это время в ресторане или магазине?" – сказал Зелменис.
Хилую козу можно доить до изнеможения
Минфин Латвии подсчитал, что, снизив порог сделок с наличными, можно пополнить госказну на 675 тысяч евро в этом году и по 900 тысяч евро в 2020-м и в 2021-м.
Однако, по словам Зелмениса, это смешные деньги, карманные расходы депутатов. А вот на администрирование выполнения этих ограничений ушли бы куда большие суммы, уверен он.
"Представьте, сколько ресурсов будет потрачено, чтобы эту сумму собрать! Сколько контролеров надо посадить и сколько компьютерных программ создать, чтобы идентифицировать покупателя в магазине, подсчитать, не тратит ли он больше 3000 евро", - сказал адвокат.
Он отметил, что бюджет, конечно, пополнять надо, но не любой ценой, борьба с наличными тут явно не приоритет, важнее обеспечить экономическое процветание страны, развивать промышленность.
"Будь наша экономика растущей, мы бы получали гораздо большие суммы за более короткий период времени. А хилую козу вы можете доить до изнеможения, но вы ее в конце концов убьете, она у вас ноги протянет", - сказал Зелменис.
По его мнению, вопрос о теневой экономике вообще преувеличен и, кроме того, не сфокусирован.
"Что такое теневая экономика? 95% — неуплата НДС, остальное проституция, таксисты, официанты, и все мы, которые ходят на рынок, нанимают домработниц и сиделок по уходу за стариками и т.д. (не уплачивая с этого налоги – ред.) Если надо бороться с неплательщиками налогов, то покажите мне эту борьбу: где уголовные дела, где посаженные нарушители? А подозревать всех — это нездоровое направление. Власть теряет меру", - уверен юрист.
По мнению Зелмениса, удар по наличным деньгам — это удар по самым низким слоям населения.
"За счет отложенных на черный день купюр многие люди выживают. От того, что человек отнесет их на рынок или заплатит медсестре, он не становится преступником. (…) Через борьбу с наличными государство только еще больше обозлит людей. И эту злобу они рано или поздно обернут против власти", - заключил юрист.