Недавние неудачные попытки оппозиции Молдавии, Сербии и Грузии стали попыткой повторения сценария украинского Майдана зимой 2013-2014. В этот раз огни Майдана в Тбилиси удалось погасить, но что будет завтра? На эту тему высказались в дискуссии в МИА "Россия сегодня" политологи из Грузии, России и с Украины.
Все цветные революции похожи друг на друга – априори, первая фаза захвата контроля над ресурсами государства на киевском майдане начиналась как в Тбилиси на прошлой неделе. Сотник Парасюк оказался просто более удачливым в феврале 2014 года, чем друг и правая рука Михаила Сакаашвили (который тоже дитя цветной революции в Грузии, и фигурант уголовного дела) депутат парламентской фракции "Единое национальное движение" Ника Мелия. И хотя прокуратура Грузии вынесла Мелии обвинительное заключение по делу об организации группового насилия на акции протеста в Тбилиси, скорее всего, его обвинение не дойдет до суда.
Грузия теряет деньги гордо
Недовольная этим оппозиция сорвала мероприятие и вывела людей на акцию протеста против гостей, закончившуюся попыткой штурма парламента, выбитыми глазами людей и разгоном полицией. Президент России Владимир Путин 21 июня подписал указ, временно запрещающий с 8 июля пассажирское авиасообщение с Грузией.
Майдан в Тбилиси, как и киевский, не принес счастья экономике государства. Туристов из Джорджии перенимает Крым и даже Литва. Курс национальной валюты в отношении доллара 25 июня упал до исторического минимума 2,8333 лари за 1 доллар. Минимальный объем убытков Грузии от событий 20 июня, как прозвучало на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", составляет 750 млн долларов.
Сворачивание авиасообщения России с Грузией – это тот редкий случай, когда фраза номинального главы страны ближнего российского зарубежья получила необратимые последствия. Закрытие туризма, по словам политолога института международных исследований МГИМО МИД Алексея Токарева - естественная реакция Владимира Путина на то, что Россию назвали врагом. И повод задуматься национальным элитам – впрочем, часть из них в статусе транснациональных явно выведена из зоны рисков. Например, знаменитый активной экспансией в России и в Европе бренд воды "Боржоми" принадлежит российскому Альфа-банку – вряд ли реклама этой минеральной воды исчезнет с улиц Москвы и Риги.
Как сказал бывший командир Сванского батальона на абхазо-грузинской войне, экс-депутат парлемента Грузии Леван Пирвели, президент Зурабишвили, чьи полномочия во власти сводятся к политическим заявлениям, за несколько месяцев на посту успела своими скандальными лобовыми высказываниями настроить против Грузии Армению, Азербайджан, а теперь и Россию. Что это? Политическая слепота или четкий стратегический ход дестабилизации ближнего российского зарубежья?
"Теперь Зурабишвили осталось сделать следующее заявление, наверное, против дельфинов в Черном море, чтобы настроить против Грузии, - пошутил Пирвели, - это французская дипломатическая школа".
По его словам, слово русофобия по отношению к Грузии неприемлемо. Скорее, это англофилия – получившая мощный толчок при администрации президента Михаила Саакашвили. Грузинская молодежь не знает так хорошо язык, на котором Лермонтов воспевал красоты Тифлиса, да и кто такие Багратион и Кантария, молодежь, скорее всего, не знает. Дорога из аэропорта Тбилиси в город идет по проспекту Джорджа Буша, а стратегическая цель Зурабишвили остается все той же - интеграция республики в ЕС и НАТО. Это в Грузии не скрывают, хотя либеральной части российских туристов как раз это и нравится.
Two bottle of Kindzmarauli
В самой Грузии Михаилу Сакаашвили грозит до шести лет тюремного заключения, и вернуться на родину он не может – хотя кто знает, как ляжет его карта, ведь вернуться в Киев (пусть не не белом коне, на такси, но все же) у него получилось после разрушения песочного замка политики предыдущего президента.
Когда Саакашвили был еще маленькой политической фигуркой, постсоветские республики создали проект ГУУАМ – мертворожденный, по большому счету, проект, из которого почти сразу вышел Узбекистан. Молдавия и Азербайджан сохраняют в нем членство по сию пору, но формально. А вот Грузия и Украина очень активные гуамовцы.
"Я довольно долго жил в Киеве и играл в теннис в клубе "Пятый элемент", принадлежащем Петру Порошенко с неким Валерием Чичелашвили – был удивлен, когда оказалось, что он ответственный секретарь ГУАМ", - вспомнил главный редактор портала Украина.ру Искандер Хисамов.
Украинские следы тбилисского Майдана очевидны – очень много грузинских демократов принимали участие в событиях в Киеве в феврале 2014 года, причем на, как бы это сказать, довольно жестких позициях.
Не все цветные революции срабатывают, как известно из последних событий, – попытки смены политического руководства с помощью массовых акций в Молдавии и Сербии в этом году провалились во многом именно благодаря отвратительному послевкусию украинского Майдана, где Петро Порошенко уронил доверие народа ниже Виктора Януковича и других лидеров. Что теперь?
Как прозвучало на конференции "Тбилисский майдан", туризм вернется, но в зависимости от отношений с Россией, а Саакашвили, как обвиняемый, может быть депортирован в Грузию для суда и заключения под стражу. Это депутат Госдумы Светлана Савченко назвала важным тестом для справедливости президента Зеленского.
По ее словам, происходящее в Грузии сегодня может быть, помимо прочего, проявлением стратегии давления на закупающую вооружение Турцию, например, ущемить Анкару можно через турецких инвесторов, выстроивших гостиницы на берегу Батуми. Вообще, по мнению депутата Госдумы, за всем, что происходит в мире, особенно по отношению к России, "стоит желание попытаться сопротивляться объективному ходу истории", поскольку одна сверхдержава теряет свой статус… При этом внешние игроки умело используют внутреннюю борьбу в Грузии, на Украине или в других постсоветских странах для достижения своих целей.
Депутат Савченко в Госдуме отвечает за вопросы развития Крыма и она выражает радость, что цветная революция 2014-го не тронула тавридские земли, а теперь Крым идет к снятию экономической блокады стран запада. Депутат эмоционально напомнила о распаде Советского Союза в 1991 году, когда начался парад суверенитетов и государственных переворотов на национальных советских окраинах.
"Кому мешало то, что мы жили все вместе? Кому мешало то, что мы были единым пространством?" - риторически спросила парламентарий, подчеркнув, что при всех различиях народы бывшей единой страны пережили процессы дезинтеграции и снова находят между собой общий язык.
"А когда происходил трагический развод, когда уничтожали общий дом, некоторые республики, все те страны, которые сегодня выстроились в антироссийскую линию, они убегали, хлопнув дверью, говорили о том, что они построят у себя маленькую Францию, маленькую Швейцарию или маленькую Европу", - напомнила Савченко.
"Маленьких Европ" не получилось, но движущиеся даже на малых скоростях в кильватере Запада постсоветские республики могут вызывать слепые восторг и восхищение.