РИГА, 20 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Акция около парламента называлась в латышском варианте "Баранка", а в русском - "Дырка от бублика". Организовала акцию протеста Кристине Рожкалне - та самая бывшая владелица ресторана Kinfield, которая лишилась бизнеса из-за системы и принципов работы Службы госдоходов (СГД).
Слоган акции "Дырка от бублика" - то, что остается нам всем после уплаты налогов". Налоговая политика уже вынудила не десятки и не сотни, а десятки тысяч предпринимателей либо вывести свой бизнес за пределы Латвии, либо его полностью ликвидировать. Например, в 2018 году, по данным компании Lursoft, в стране было ликвидировано 20 тысяч 745 предприятий - и большинство именно из-за исключительно жесткой налоговой политики.
Заплати налоги и не спи спокойно
Кристине Рожкалне рассказала, что с ее бизнесом в Латвии, увы, теперь покончено и она никакое дело не откроет, пока в государстве не изменится налоговая политика, и СГД не перестанет целенаправленно душить любой малый и средний бизнес.
"Удар наносят именно по латвийскому бизнесу. Вы знаете, что сейчас у иностранной сети супермаркетов Rimi в Латвии налоговая ставка снижена до 3,9%, а у таких предприятий, как мой бывший Kinfield, – 25%. Справедливо? Это способствует местному бизнесу? Сравните обороты и прибыль таких гигантов, как Rimi и иже с ними, и небольших фирм", - предлагает Рожкалне.
Кстати, недавно она открыла электронный почтовый адрес и страничку Kinfield в Facebook, куда все латвийские предприниматели могут писать - рассказывать о своих злоключениях и опыте "сотрудничества" с СГД.
Сегодня Кристине с единомышленниками натянула между деревьями у входа в здание парламента веревочку, на которую вешала сушки на ленточках, а другие - на шеи депутатов, направлявшихся в четверг на заседание в Cейм. У лестницы парламента Кристине положила кусок красной материи: на него бросали сушки предприниматели - самые разные, которые приходили поддержать акцию протеста, начавшуюся в 08:00 и заявленную до 20:00.
"Дырка от бублика"
"Знаете, что баранка (или дырка от бублика) символизирует? Она - это то, что остается нам всем - местным бизнесменам - после уплаты налогов. Мы должны быть едины, чтобы противостоять существующей налоговой системе в Латвии, пока она не изменится. Политики должны понимать, что сегодня у нас не какой-то там разовый пикет, но начало всенародного массового движения, чтобы к местным бизнесменам начали наконец прислушиваться. Политики должны понимать: мы требуем перемен! Вы осознаете, что налоговая система, которую создали политики со своими исполнителями из СГД, отбирает 80% ваших честно заработанных денег? Налоговая система должны быть изменена. Мы все против разрушения малого бизнеса", - написала Рожкалне на своей страничке в Facebook, анонсируя акцию.
Кристине рассказала также, что потом сушки, которые принесут бизнесмены, не выбросят, а торжественно передадут политикам и отнесут к дверям СГД. Сами бизнесмены боятся открыто выступать против налоговой системы в Латвии, поскольку все знают о методах работы СГД: банковский счет вдруг может оказаться заблокированным, поскольку служба "неожиданно" найдет, где и что предприниматель еще не заплатил. Да, а когда бизнесмен докажет свою правоту, перед ним даже никто не извинится, хотя человек потеряет деньги или вовсе вынужден будет закрыть свое дело.
Таких случаев в Латвии уже полным-полно было именно с теми бизнесменами, которые не побоялись открыто выступить и рассказать о методах работы СГД.
"Благодаря" системе
Кстати, политики, которые сегодня утром шли на заседание, крайне неохотно подходили пообщаться с протестующими, а еще более неохотно позволяли на себя повесить сушку на веревочке. Особенно боялись подходить представители правящих партий, которые и создали (и не меняют) такую систему в стране, что позволяет СГД уничтожать латвийский бизнес.
Хотя нашлись и смельчаки. Например, парламентарий от оппозиции Виталий Орлов не побоялся подойти к протестующими и дал комментарий для Sputnik Латвия.
"Есть одна очень яркая особенность политиков, которые каждый раз перед выборами обещают изменить налоговую систему в Латвии и посмотреть в сторону предпринимателей, но, как только они получают власть, сразу обо всем забывают. И кто бы спорил, что в Латвии нынешняя налоговая система крайне жесткая и совершенно не способствует развитию бизнеса. В итоге предприниматели уводят свой бизнес в Литву или Эстонию либо балансируют на грани закона. Очень большая проблема и в том, что предприниматели не могут тут толком планировать бизнес, ведь совершенно непонятно, какие изменения в налоговой системе произойдут через месяц или полгода", - сказал Орлов.
Об этой проблеме в беседе со Sputnik Латвия говорил и предприниматель Владимир Барсков, который теперь вынужден совершить сделку по продаже завода Bauskas alus с компанией Cido Grupa, принадлежащей датскому концерну Royal Unibrew. Этот концерн в Литве выпускает пиво, продающееся в Латвии под брендами LACplESa alus и LIvu alus.
Эту сделку он вынужден совершить в том числе из-за хаотичной налоговой политики: особенно производителям тут работать становится все сложнее, и в итоге заводы переходят к международным концернам. То же самое ранее случилось, например, и со знаменитым некогда заводом Spilve и массой других, которые теперь стали частью большого иностранного бизнеса.
СГД добьет бизнес Латвии
Поддержать акцию протеста бывшей владелицы ресторана Kinfield пришли к зданию парламента и участники "Фронта народной власти". Sputnik Латвия много писал о голодовке Айнарса Кадишса возле здания кабинета министров.
Кадишс тоже стал жертвой налоговой системы Латвии. СГД, по сути, лишила его вообще всего - последних средств к существованию, хотя ранее у Кадишса было крупное фермерское экохозяйство в латвийской глубинке, куда регулярно приезжали гости и коллеги-предприниматели из-за границы, чтобы посмотреть и поучиться тому, насколько успешно можно вести дела.
"Увы, вести дела можно до тех пор, пока сотрудники СГД не начинают выкручивать вам руки и, работая крайне грубо, не соглашаются идти ни на какие компромиссы", - говорил Кадишс.
Один из лидеров "Фронта народной власти" Валентин Еремеев не только активист протестного движения, но и бизнесмен с опытом более 20 лет.
"Видите, на одном из плакатов Кристине написала, что у супермаркетов Rimi налоговая ставка снижена до 3,9%, а для ее бывшего ресторана Kinfield составляла 25%. Возмущение Кристины совершенно оправданно. Дело в том, что в Латвии такая система: самым крупным налогоплательщикам может снижаться ставка до совершенно абсурдных цифр. Но ведь важно понимать, что за Rimi стоят не миллионные, а миллиардные капиталы. И, думаю, не надо объяснять, что таких средств нет у латвийских представителей малого и среднего бизнеса. Однако политики и их слуги - СГД - делают все, чтобы поддерживать представителей иностранного мегабизнеса, при этом уничтожают малый местный. И к чему в итоге мы идем? К тому, что весь латвийский бизнес из страны разбегается или ликвидируется", - заявил Еремеев.
Он также рассказал, что в Латвии действует Совет иностранных инвесторов, интересы которого в свое время открыто поддерживал в том числе олигарх Андрис Шкеле. Этот совет раз в год приглашает к себе "на разговор" любых латвийских министров и требует скидок по налогам, в результате компании, интересы которых прямо лоббируются, получают колоссальные налоговые льготы. И в итоге все это делается в ущерб местному бизнесу, например, в ситуации с Rimi удар приходится по всем латвийским магазинам, для которых налоги никто не снижает.
Об этой проблеме, кстати, неоднократно говорил и глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич. В свою очередь, Латвийская торгово-промышленная палата в прошлом году сообщала, что из-за налоговой политики в стране бизнес иностранный чуть ли не 90%, или же бизнес связан с иностранными компаниями.
"Политики и службы вроде СГД делают все, чтобы из страны уже окончательно ушел весь бизнес. И противостоять этому можем только мы с вами - предприниматели, простые люди и активисты вроде Кристине, которая, на самом деле, очень большой молодец и подняла достаточно мощную волну протеста", - заключил Еремеев.