РИГА, 23 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. После того, как на десятые сутки протеста представители муниципальной и государственной полиции забрали Айнарса Кадишса в участок и сломали чужую палатку, в которой он играл роль "спящего политика", он голодовку не приостановил – и, как сам говорит, стал только злее.
Государство защищает себя топорно
Кадишс продолжает голодать уже двенадцатые сутки и только пьет теплую воду. Все дни он находится на прежнем месте – на аллее около Кабинета министров. Прошлую ночь он впервые провел в помещении у одного своего знакомого, живущего неподалеку. Последнее – мера для голодающего вынужденная, ведь государство при поддержке Рижской думы приняло соответствующие законы, исключающие самые разные мирные формы протеста.
Например, в палатке нельзя находиться ночью в черте Риги, а спать в ней вообще запрещено под угрозой заведения административного дела. На стуле протестовать круглосуточно тоже нельзя. Во-первых, "присутствие мебели" важно согласовывать с властями, во-вторых, на нем можно только сидеть, но попробуй ночью хотя бы на часок вздремнуть – тут же дело заведут. Нельзя протестовать круглосуточно даже на скамейке в Риге: опять же, если заснешь, – штраф.
Иными словами, и государство, и Рижская дума обезопасили себя от самых популярных и распространенных форм протеста в демократических странах. То есть голодать-то ты можешь хоть год, но при этом столько же должен и не спать. В противном случае - заберут в полицейский участок и "сошьют" дело.
"В итоге, мне ничего теперь не остается, как ночью хотя бы на насколько часов идти в дом неподалеку, чтобы немного вздремнуть, а потом снова возвращаюсь к Кабинету министров, где продолжаю голодать, - рассказал Кадишс.
Он говорит, что с каждым днем голодать вся тяжелее, тем более зимой. Изначально он, как сам признался, не думал, что выдержит даже семь дней голодовки, но, оказалось, его организм способен и на большее.
"Я вот сегодня утром проснулся, пришел к Кабинету министров, думал, что сломаюсь и больше не смогу голодать. Но ко мне сразу начали приходить разные люди, поддерживать, беседовать. Они щедро делились со мной своей энергией, и теперь я понимаю, что не буду прекращать свою акцию протеста еще долго", - говорит Кадишс.
"Через такие рожи власть смеется нам в лицо"
На аллее теперь палатки нет, зато небольшие плакаты с призывами Кадишса к государству – остались. С сегодняшнего дня аллею украшает еще один плакат – с фотографией Гиртса Звирбулиса - корреспондента государственного телевидения LTV1, придворной передачи Panorama. Эта передача на десятые сутки голодовки Кадишса умудрилась все же заметить его прямо около Кабинета министров, где журналисты LTV1 бывают чуть ли не по несколько раз за день, и посвятить ему сюжет.
На плакате с фото корреспондента написано по-латышски, в переводе это значит: "Он оболгал Айнарса Кадишса в передаче Panorama", "Журналист, который служит системе". "Через такие рожи власть смеется нам в лицо".
В сюжете журналист гостелеканала умудрился вылепить такой образ Кадишса, что, кажется, о последнем впору только анекдоты слагать. В сюжете нет ни слова об идейной составляющей акции, а только о личной проблеме Кадишса: Служба госдоходов, не предупредив его, обобрала до цента – вначале заморозила его счет в SEB банке, а потом перевела в госбюджет все сбережения.
Они все предлагали ему прекратить голодовку, свернуть палатку и идти к ним в кабинеты, где политики с юристами обязательно помогут "найти компромисс с СГД". Но Кадишс отказал всем, поскольку, как сам говорит: если бы принял их предложение, то предал бы собственные идеи. И точно так же посчитали бы многие другие люди, которые ему поверили и разделяют его позицию. В общем, голодовку он так и не приостановил, и палатку бы не убрал, если не "помощь" полиции.
Кадишс в прошлой жизни – до трагической истории, как развелся с женой, похоронил двоих сыновей и пережил онкологическое заболевание, – всегда был очень активным человеком, например, объездил "дикарем" полмира, писал об этом и в книгах, и в разных публикациях.
Как публицист и философ Кадишс давно известен в Латвии и в латышской, и в русской среде. Но журналист LTV1 не обратил внимание, что все путешествия Кадишса были до трагической истории в его жизни и выходки СГД. В сюжете корреспондент рассказывает: как человек, который говорит, будто живет без денег, может путешествовать по всему миру? Случайно ли государственный журналист запутался во времени? Вряд ли.
"Таким не должен быть настоящий латыш"
Корреспондент прямо говорит в сюжете, что протест Кадишса, как магнит притягивает "разных политических маргиналов". Так он, видимо, намекает на неполитическую общественную организацию товарища Кадишса Валентина Еремеева "Фронт народной власти" (Tautas varas fronte), который поддерживает Айнарса - единомышленника по международному движению "желтые жилеты".
Сюжет передачи Panorama, где корреспондент Гиртс Звирбулис представил разные факты из жизни Кадишса так, как надо этому государству, как надо системе, получил резонанс в социальных сетях, где вовсе не "кремлевские пропагандисты", но латышская часть населения Латвии высказалась о журналисте более чем конкретно. Например, что в угоду латвийскому режиму корреспондент специально не видит проблем в Латвии, что государственное телевидение намеренно отворачивается от реально происходящего в республике, и в качестве резюме фраза – "таким не должен быть настоящий латыш".
Не столько "российские пропагандисты" видят "взглядом из Кремля" проблемы Латвии, сколько – подавляющее большинство жителей этой страны. И эти люди поддерживают акцию Кадишса, одно из доказательств - просмотры "прямых эфиров" с Айнарсом и комментарии исчисляются уже десятками тысяч.
Впрочем, официальные латвийские СМИ, обслуживающие систему, скорее увидят "кремлевскую пропаганду", чем реальные проблемы Латвии.
И Айнарс Кадишс об этих проблемах будет говорить. Как долго – сам не знает. Пока есть силы, он голодовку прекращать не намерен.