РИГА, 4 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Поднялась новая волна народного протеста, в котором теперь может участвовать каждый неравнодушный житель Латвии.
О первой акции ненасильственного сопротивления - о голодовке писателя и публициста Айнарса Кадишса в палатке напротив кабинета министров в Риге Sputnik Латвия много писал.
После того как Кадишс был вынужден прервать голодовку (Айнарса, измученного холодом и издевательствами полицейских, увезли в реанимацию), акцию протеста подхватили другие участники общественной организации "Фронт народной власти" (Tautas varas fronte), поддерживающие международное движение "желтых жилетов". Однако народная голодовка на некоторое время все же прекратилась.
И вот теперь стартовала ее вторая часть. Случайно или нет, но стоило лишь акции продолжиться, как премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш срочно отправился в отпуск.
Лидер "Фронта народной власти" Валентин Еремеев рассказал Sputnik Латвия об итогах первой акции и о том, что планируется в дальнейшем.
Суды на стороне протестующих
Для начала - итоги первой акции протеста. Та самая голодовка, начатая Кадишсом и продолженная другими неравнодушными латвийцами, закончилась двумя судами. В них участники "Фронта народной власти" победили, а система, против которой они выступали, - проиграла.
Например, один суд постановил, что полиция не имела права задерживать Айнарса, увозить его в участок, конфисковать у него чужую палатку, в которой сам Кадишс лишь был частью заявленной в СМИ инсталляции - "Спящий политик".
Второй суд признал правоту уже Роберта Климовича, который поддержал акцию Айнарса. Напомним, Климовича, просто сидевшего на стуле напротив кабинета министров, в один из дней полицейские без какой-либо причины решили задержать и отвезти в участок, причем при свидетелях использовали электрошокер и грубую силу. Суд постановил, что Климовича задержали незаконно.
Теперь Роберт сам уже готовится обратиться в суд. Ведь полицейские во время суда над Климовичем утверждали, будто не использовали при его задержании спецсредства, хотя обратное доказывают не только очевидцы происходившего, но и видеозаписи. Роберт намерен, во-первых, получить компенсацию за нанесенные ему травмы - физические и моральные, во-вторых, потребовать открытия уголовного дела против полицейских.
А сейчас началась и уверенно продолжается новая серия голодовок напротив кабинета министров. Первым голодающим был Гунтис Клубис. Он голодал семь суток. Премьер Кариньш на это время отправился в отпуск, видимо, чтобы не отвечать на разные неудобные вопросы не только "рядовому обществу", но и политикам. Сейчас ведь есть люди в разных партиях, которые по тем или иным причинам готовы создавать неудобства премьер-министру, например, задавая ему те же вопросы, что и участники голодовки.
Голодовка продолжается
Как и в случае с Айнарсом Кадишсом, новую акцию протеста тоже игнорируют официальные СМИ. Зато полицейские снова решили взяться за привычное им дело - начали куражиться над голодающим, как поступали с Айнарсом.
Для начала они потребовали у Гунтиса документы. Голодающий в ответ попросил полицейских предварительно заполнить необходимую анкету о защите персональных данных (кстати, обязательную в таких случаях, в соответствии с законом, правда, об этом пока еще мало кто знает). Полицейские посмотрели на эту бумагу и словно испарились.
"Клубиса сменил в палатке напротив кабмина Марис Берзиньш. А сейчас Мариса готовится сменить другой участник "Фронта народной власти" - активист из Латгалии. Словом, все продолжается. Палатку, прочно стоящую напротив кабмина, теперь никто из полицейских не трогает. Она стоит там на законных основаниях, и полицейские не имеют права конфисковать инсталляцию. Когда люди в форме пытаются сказать нашим активистам, будто бы здесь кто-то пришел побродяжничать и просто поспать в палатке в центре Риги, им сразу показывают распечатку постановления суда, где полицейские проиграли, и спрашивают, нужен ли им еще один суд? После этого полицейские куда-то пропадают", - рассказал Еремеев.
Сколько точно будет продолжаться новая акция протеста напротив кабинета министров, пока сказать сложно, но очевидно, что явно дольше первой.