"Все приходится тянуть на себе": как в Риге страдают инвалиды

В столице создана система, в которой людям с ограниченными возможностями выжить почти невозможно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 25 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. История инвалида-колясочника Ирины Левенковой и ее ассистента Инны Фадеенко хоть и ужасает, но на самом деле она самая рядовая. Похожие случаи вам опишет если не каждый второй, то по крайней мере каждый пятый столичный инвалид. Поэтому рассказ бедной женщины еще более страшен.

Без бюрократии не живем

Департамент благосостояния Рижской думы, в подчинении которого все столичные отделения и филиалы соцслужбы, выстроил следующую систему. Когда инвалиду необходима помощь, например, чтобы добраться до работы или чтобы купить продукты и лекарства, муниципальные структуры назначают ему своего сотрудника, либо нуждающийся человек сам находит себе помощника. В последнем случае заключается трехсторонний договор между соцслужбой, ассистентом и нуждающимся в помощи.

У тысяч латвийских пенсионеров по ошибке образовалась задолженность по налогам

В документе, помимо всего прочего, указывается количество часов, которое отводится ассистенту на помощь инвалиду (в зависимости от его группы и потребностей), в частности, на поездки на работу, на какие-то необходимые для подопечного мероприятия, на посещение врачей или нужных процедур. Также в бумаге прописано, сколько ассистент может тратить времени в неделю на поход в магазин или в аптеку за лекарствами, а также на проведение "свободных часов" с инвалидом, скажем, на обычные прогулки. В договоре указывается и то, сколько ассистент будет получать от соцслужбы, а также какие расходы должны погашаться, допустим, на проезд в общественном транспорте и тому подобное.

Казалось бы, все четко и точно. Ассистент каждый месяц вместе с тем, кому помогает, пишет отчет для соцслужбы, где указывает все часы, отведенные на помощь инвалиду, и прилагает к этому разные доказательства выполненной работы. К примеру, если пишет в отчете, что столько-то часов ушло на поход в аптеку, тогда должен в подтверждение приложить чеки за покупку в ней компенсируемых медикаментов, когда отмечает, что ездил с инвалидом в банк или на почту, скажем, для оплаты коммунальных счетов, тогда необходимо подать копии платежек, и так далее.

В общем, самая обычная практика. Но, оказывается, в ней полно нюансов, которые могут стоить лишних седых волос и инвалиду, и ассистенту.

Ассистент с инвалидной коляской наперевес

Ирина Левенкова живет в обычном столичном многоквартирном доме на четвертом этаже. Ее дом, как и большинство других в столице, совершенно не приспособлен для нужд инвалидов-колясочников: нет подъемников, нет "тревожных кнопок" на стенах, дверные проемы чересчур узкие, коридоры недостаточно широкие и так далее. В общем, везде полное несоответствие стандартам разных структур ЕС, где четко указано, что инвалид-колясочник должен получать от муниципальных ведомств и соцструктур и какие должны быть созданы условия для облегчения его жизни.

Пассажир проехал 500 раз за месяц: Ригу лишат транспортных дотаций на инвалидов

Ирина Левенкова рассказала корреспонденту Sputnik, что сама она не в состоянии ни спуститься (и, соответственно, подняться) из квартиры на улицу, ни в магазин заехать, ни еще куда-либо попасть. На самом деле, Рижская дума делает крайне мало для инвалидов, и лишь изредка можно увидеть подъемники для таких людей.

Инвалиды-колясочники в Риге выживают, как могут. И помощникам приходится с ними нелегко. Среди ассистентов в основном – женщины, которым приходится качать мускулы и травмировать спины, спуская своего подопечного на коляске, ну скажем, с четвертого этажа дома, где нет лифта, либо он слишком маленький. Так почти ежедневно приходится "тренироваться" и Инне Фадеенко, которая работу ассистента старается совмещать со своей основной - в больнице "Гайлезерс". К слову, Инна еще и мать троих детей, а один ее ребенок – инвалид от рождения…

Хотя ассистенту не платят за то, что надо таскать коляску с инвалидом, это, по закону, дело сотрудников служб, занимающихся транспортировкой людей. А ассистент должен ждать инвалида на улице – и потом с ними идти, куда требуется. Но можно себе представить, во что превратится поездка инвалида на процедуры или еще куда-то, если надо будет вызывать к себе не только ассистента, но и еще крепких мужчин из служб по транспортировке. Ведь у всех свой график, и попробуй это согласуй, а еще и запись к тому же врачу. Тогда обычный выход из дома станет для инвалида сложным логистическим проектом.

"В итоге Инна, хрупкая женщина, меня сама стаскивает с четвертого этажа вниз – и затаскивает к квартире. Делает она это просто по доброте душевной. Когда я обращалась в соответствующие структуры Рижской думы, где рассказывала о проблеме, мне там отвечали коротко: меняйте квартиру – в другом доме и на первом этаже. Однако дума в этом деле никак не помогает.

Инвалид все должен тянуть на себе. И чиновники совершенно не учитывают того, что я – одинокий человек", - говорит Ирина Левенкова.

Соцслужба предлагает не выживать

У Ирины Левенковой, как говорится, целый букет болезней. У нее вторая группа инвалидности. Она не может ходить из-за заболевания костей, одна нога с переломанным голеностопным суставом, плюс к тому на ней же уже два года не заживающая трофическая язва. Бедная женщина еще страдает и от эпилептических припадков, часто теряет сознание, падает в обмороки – и тогда просто сползает на землю из коляски. Иными словами, помощь ассистента ей нужна чуть ли не постоянно. В сумке, висящей на коляске, лежат разные сильнодействующие препараты, которые нужно регулярно колоть: вдруг начнется приступ в общественном транспорте – во время поездки к врачу.

Нет возможностей: статус инвалидов в Латвии "все сложно"

"Мы закреплены за отделом соцслужбы на улице Видрижу, 1. Туда я с ассистенткой в начале каждого месяца должна ездить подавать отчеты. В отчете указано, что Инна для меня делала, а также прикреплены копии разных документов, бланков, чеков, доказывающих точность того, что Инна написала в отчете", - говорит Ирина Левенкова корреспонденту Sputnik.

В договоре сказано, что ассистент полагается шесть дней в неделю, в общей сложности на 22 часа, - по нему нужды всех инвалидов Рижская дума измерила одной короткой социальной линейкой. Простой пример. Один инвалид живет в центре Риги, а другой - на окраине, и, следовательно, им потребуется разное количество времени, чтобы добраться до врача в ту или иную поликлинику.

Ирина Левенкова живет в доме на улице Стирну – это хоть и не окраина, но ей тоже непросто добраться до центра. Дом ее около кольца 11-го и 13-го троллейбусов, которые ходят достаточно редко. К тому же важно понимать, сколько времени потратит здоровый молодой человек, который легко сбежит по лестнице и быстро дойдет до остановки, а сколько – инвалид-колясочник. У последнего уходит примерно полчаса только на то, чтобы даже с помощью ассистентки преодолеть сложный маршрут от квартиры до улицы.

Сами за полцента удавимся, а с других возьмем по полной

Неприятные приключения для инвалида - это и походы к сотрудникам соцслужбы на Видрижу, 1, куда надо сдавать отчеты. Так, ассистент Ирины Левенковой указывает в отчете, что в банке заплатили за коммунальные услуги – и прилагает подтверждающий это чек. Но в соцслужбе требуют, чтобы был не просто чек, а бланк с печатью.

В банке такой могут сделать за минуту, но тогда это уже превращается в документ, и в зависимости от того, на что именно он выписан, цена колеблется от пяти евро до двенадцати.

А у Ирины Левенковой пенсия чуть больше ста евро в месяц, из нее надо как-то умудриться платить за квартиру, да еще и что-то иногда есть. Пять евро – это для нее серьезно.

Она еще и имеет задолженность по коммунальным платежам. Дело в том, что с пенсии она в состоянии заплатить за "коммуналку" лишь раз в три месяца, а иначе даже на еду никакого минимума не останется. В самых разных ведомствах и кабинетах Рижской думы тоже в курсе ситуации. Но при этом долги за квартиру никто не списывает, а то и вовсе грозят выселением, между прочим, из единственного жилья.

Латвийские работодатели не хотят брать на работу инвалидов

Да, вернемся к банку. Если инвалид не найдет упомянутые пять евро, тогда потом уже ассистенту не заплатят за потраченное на подопечного время, за поездку в тот же банк, ведь она не сможет "официально доказать", что работала. К слову, в день ассистент редко когда может, по договору с соцслужбой, столько сделать, чтобы получить даже пять евро.

Да, для Инны Фадеенко поездка с инвалидом в центр города и обратно – это как минимум четыре билета (а то и все восемь): как раз пять евро (или даже десять). Причем максимально ассистент может получить в месяц в качестве компенсации за проезд пятьдесят евро. Согласитесь, странная математика у соцслужбы. Да, а на дорогу в один конец полагается, по тому же договору, не более часа: сверх этого времени соцслужба ассистенту не засчитывает.

В общем, или ты пользуешься компьютером – платишь через интернет-банк и не тратишь время на поездки в реальный банк или почтовое отделение, или выкручивайся с ассистентом, как хочешь. А интернет-банком и вообще компьютером (или продвинутыми гаджетами) мало кто умеет пользоваться среди людей с ограниченными возможностями и пенсионеров.

Еще Ирине Левенковой регулярно из разных ведомств и по разным делам приходят заказные письма, и тогда Инна Фадеенко везет ее на почту. Ассистент за инвалида получить такие письма не может: нужен паспорт и личная подпись Ирины Левенковой. На почте дают чек, что услуга оплачена. Однако в соцслужбе на Видрижу, 1, требуют подтверждающий это документ – с печатью, а за него на почте тоже просят дополнительную плату.

Даже 150 евро – потолок для бедного ассистента

В соцслужбе совершенно не учитывают и те случаи, когда ассистент тратит целый день на поездку с Ириной Левенковой к хирургу. В день выделяется законные два часа "на работу", еще столько же на дорогу – и все. А реально получается значительно больше… И на поход в аптеку отведено немного времени. Причем совершенно не учитывается нюанс, что один препарат может продаваться в одном месте, а второй из списка компенсируемых – в другом конце Риги. Значит, в определенные временные рамки, скажем, в день – два часа "на аптеку" уложиться невозможно физически: даже если перемещаться на такси, а не на общественном транспорте.

В Риге начал работу рождественский рынок ремесленников-инвалидов

Вообще непонятно, как в соцслужбе оперируют цифрами – что зачесть ассистенту, а что нет - большая загадка. И ответ на нее в соцслужбе Риги не дают ни Ирине Левенковой с ассистентом, ни корреспонденту Sputnik: мол, внутренняя закрытая информация – и только.

В целом в месяц, даже если ассистент очень сильно постарается, отработает все часы с инвалидом, четко заполнит отчет, прикрепив все документы, то в лучшем случае он может получить сто пятьдесят евро. Однако в реальности выходит, конечно, меньше.

Вот такая жестокая математика от Рижской думы.