РИГА, 9 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Как в условиях дремучего национализма страна выбрала в качестве государственного ориентира латышских легионеров Waffen SS, которые, кроме всего прочего, участвовали в блокаде Ленинграда и массе карательных операций далеко за пределами горячо любимой Латвии.
Незадолго до 16 марта правительство Латвии не поддержало идею сделать эту дату официальным "отмечаемым днем", отказалось вернуть прежний статус, какой был в 1990-х, пока это под давлением Европы не отменили несколько лет назад. Но, конечно, на этом попытки "реабилитировать дату" не прекратятся.
Чем в итоге Латвии может аукнуться желание обелить военных преступников, которых в государстве официально считают национальными героями? Sputnik Латвия побеседовал с известным латвийским историком Владом Боговым, который как раз сейчас защищает диссертацию, правда, в России.
Какая нация, такие и герои
"Нет ничего удивительного в том, что нормальные страны Европы смотрят на то, что творится в Латвии, и понять исторического помутнения рассудка не могут. А мы можем постараться разобраться в причине этого тяжелого заболевания", - сказал Богов.
Он пояснил, что Латвия - молодое государство, и она сейчас мечется между реальностью и своей вымышленной историей. Любая страна сама вольна выбирать себе героев в качестве национальных ориентиров, примеров. Скажем, в России почему-то выбрали, например, Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, маршала Жукова, наконец, а не того же Власова.
Латвии в этом отношении тяжелее: государству всего-то сто лет, и у него не столь богатый список, из которого "героев выбирать". И тем не менее! Вот, например, один из героев нации - Лачплесис. Но он, правда, совершенно искусственный и мифологический, да и появился-то совсем недавно — в конце XIX века из эпоса Пумпурса.
А что такое эпос? Если мы говорим в контексте формирования государства, тогда это некий маркер: при помощи него отмечают в истории, когда из племени начинает формироваться народ.
"То есть речь идет о формировании чего-то действительно большего, нежели, скажем, племя. Так, латыши говорят: вот, мол, мы какой героический народ, существуем тысячелетия, завоевывали себе место под солнцем, что позволяет нам быть равными среди других. Впоследствии нация-то не может формироваться и существовать без героев, и за неимением оных в реальности вынуждена их придумывать, изобретать, притягивать за уши. Вернее, если поискать, то настоящие герои обязательно найдутся, другое дело, что они могут не подойти в силу тех или иных политических причин", - рассказал историк.
Ты - чужой, значит, - враг
Да и для "геройской нации" одного Лачплесиса явно недостаточно. К тому же героев важно как-то приспосабливать под окружающую действительность, под идеологию.
Латвия давно выстраивает не национальное государство, а агрессивно националистическое, где нет места "чужакам". Обратите внимание, что официальная Латвия ориентируется, например, не на первого президента Яниса Чаксте, а на диктатора Карлиса Улманиса. Вернее, эта страна и вовсе выбирает себе чего погорячее.
"Сейчас в Латвии мы наблюдаем первобытнообщинную "демократию". В процессе работы над диссертацией я изучил много самых разных источников и скажу: у нынешнего строя явные аналогии с дремучим прошлым. Сейчас тут, на самом деле, строится первобытнообщинное государство, где нет места чужакам. В таком обществе явное и четкое противопоставление мы - они. То есть наше племя - это мы, а чужие - они. И именно поэтому плохие, хуже нас, от них может исходить угроза. И вот на таком примитивнейшем мышлении строится латвийское государство. Здесь наблюдается так называемый "первичный национализм". В конце XVIII века о таком писали выдающиеся мыслители Гердер и Фихте, - говорит Богов.
И в таком вот контексте Латвия выбрала для себя идеальных героев - латышских легионеров Ваффен- СС. Они сейчас тут считаются таким центральным стержнем в истории, на который очень удобно вешать упомянутую национальную идею. Они вполне себе органично стоят в центре первобытнообщинного государства со всеми его атрибутами и маркерами. Они, понимаешь ли, воевали "за будущее Латвии" и они наше все. Такой вот жутчайший примитив.
Ответить за блокаду Ленинграда
"Хотя герои-то легионеры весьма сомнительные. Их, чтобы ни говорили официальные латвийские историки, осудил Нюрнбергский трибунал: все военные части, входившие в состав СС. На трибунале прозвучало и определение: что есть - "военное преступление" против человечности. Это прозвучало в 1946 году. Речь идет, например, об уничтожении армейскими частями мирных жителей или о пособничестве в уничтожении, о жесточайшем обращении с пленными из гражданского населения. При этом Латвия сейчас берет на себя обязательство сохранять "честь и достоинство" легионеров во всех сферах жизни. Очень опрометчиво", - подчеркивает историк.
Нельзя забывать, что латышский легион создавался в составе СС в марте 1943 года как добровольческие подразделения. А уже в мае в него включили все латышские подразделения, в том числе и полицейские батальоны, которые участвовали в самых жестоких карательных операциях.
Здесь, например, речь идет о "команде Арайса", где было около тысячи человек - почти полк. То, что эта команда участвовала в карательных операциях, подтверждает масса самых разных документов.
Отдельные части латышского легиона участвовали и в блокаде Ленинграда. А если мы говорим о Ленинграде, так это спланированная операция по уничтожению города и мирных жителей. Были соответствующие распоряжения Гитлера и его генералов: Ленинград просто должны были стереть с лица Земли.
Речь идет о целенаправленном уничтожении мирного населения. И этому способствовали добровольцы из латышского легиона.
"И если Латвия взяла на себя ответственность, полное, как говорится "историческое бремя" за легионеров, тогда должна оправдываться и за уничтожение мирных граждан, за блокаду Ленинграда. И тут все логично, ведь легионеры - официальные герои нынешней Латвии - это военные преступники, поскольку были в составе СС, частично участвовали в карательных операциях и уничтожении мирных жителей. Причем делали они это на 100% добровольно - за деньги и прочие блага", - поясняет Богов.
Цена смерти
Насильно в легион стали сгонять только с марта 1944 года. А целый год латыши добровольно записывались туда. И еще, что важно знать, - цифры. Изначально добровольно в военные формирования поступили 17 тысяч человек, а во вспомогательные трудовые резервы - лишь около 4 тысяч.
"Причем я бы не стал говорить, что поначалу людей так уж сгоняли под дулами автоматов. Когда человек приходил в призывной пункт, у него был выбор: или записываться воевать в легион, и тогда ему давали оружие, второй вариант - можно было идти во вспомогательные войска вроде принеси-подай "в нашем Вермахте". Был и третий вариант - просто идти работать в составе так называемых "трудовых резервов", - пояснил историк.
И если латыш уклонялся от призыва, то максимум его могли продержать полгодика в лагере, например, в Саласпилсе, а потом он возвращался домой. Причем, в отличие от других узников легионеры там содержались совсем в иных условиях. И именно их сытые и улыбчивые лица теперь украшают экспозицию обновленного мемориала в Саласпилсе: якобы узники все были такие. Конечно, это очередное официальное вранье Латвии...
Иными словами, выбор у латышей был. Но почему почти все шли в воинские формирования? Во-первых, там был хороший паек. Во-вторых, снабжение латышского солдата всем необходимым соответствовало общим нормам СС. В-третьих, если у семьи легионера не было нормального жилья, то она получала его в приоритетном порядке, а если были проблемы с недостачей рабочей силы, то изыскивалась возможность им помочь. В общем, воевать было выгоднее, чем идти и просто работать бесплатно на Рейх.
"По поводу осуждения Латвии за блокаду Ленинграда. Есть такое понятие, как Универсальное международное право. Значит, если Латвия не признает своих преступников (а добровольцы, участвовавшие в блокаде Ленинграда, - это именно военные преступники) и не отвечает за них, тогда должна отвечать на международном уровне, например, когда Россия выдвинет обвинение против легионеров пособников уничтожения мирных жителей", - заключил Богов.